«Экологическое мировоззрение»

26.05.2018

«Мы так много знаем и как мало еще понимаем» - к такому выводу пришел двадцатый век, который внес большой вклад своими научными открытиями, изобретениями, во многом меняя мировоззрение и опыт текущей жизни.

Формирование научной картины мира в современных условиях является одним из важнейших аспектов поиска новых мировоззренческих концепций и смыслов исторического вызова, стоящего перед современной цивилизацией.

Основа научного мировоззрения состоит из ответов на вопросы об отношениях между человеком и Природой, где понятие «природа» имеет два значения: в более узком понимании, оно охватывает только то, что серьезно не изменено деятельностью человека, при этом сам человек противопоставляется Природе. В более широком смысле - это синоним Вселенной, Космоса, которые включают в себя и человека, и все созданное его трудом на Земле. Здесь человек находится не над природой, а внутри природы, органически связан с ней и воздействует на природу не извне, а изнутри. В этом его источник и слабости, и силы.

Это исторически молодое энергетическое мировоззрение - антропокосмизм - космическая жизнь человека на планете Земля, где человек является частью природы, не пользующийся никакими привилегиями в смысле своего происхождения и положения, среди других существ. Это мировоззрение призвано заменить исчерпавшую себя материалистическую концепцию антропоцентризма...

Мировоззрение как общественное знание принимает активное участие в человеческой жизни, выражая дух эпохи, интересы и взгляды различных социальных групп. На протяжении всей истории, огромную роль в его формировании играло и играет общение человека с природой. Здесь на первый план выступают традиции и мифы, которые на протяжении тысячелетий стали основой возникновения мировоззрения человека, развития мышления, языка в условиях жестоких законов жизни, которые диктовала им природа. Именно здесь, на основе трудового опыта, медленно, но неуклонно накапливались навыки и традиции, взгляды на жизнь, Знания, Вера и Разум.

Экология. Первичный смысл понятия «экология», определяется как «наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой». Понятие «синергетический» – имеет значение эффекта совместного действия различных факторов и потенциалов в целостной системе, которого они не могут достичь, действуя по отдельности. Таким образом, с теоретической точки зрения, экология представляет собой природную систему или энергоинформационную матрицу синергетического взаимодействия живой и неживой природы в биосфере Земли, представляющей собой живой организм, который растет и совершенствуется вместе с человеком. Поэтому этносы и народы могут успешно жить и развиваться только в рамках своей цивилизационной общности, утрата которой ведет к деградации и гибели.

Однако сегодня даже само понятие «экология» интерпретируется одними - как раздел биологии, другими - как общественно-политическое движение за сохранение окружающей среды, в то время как экология для человека - это его дом и место, где он живет и взаимодействует с окружающей средой.

Все нации по-своему определению являются локальными, поскольку имеют свои этнопсихологические и культурные особенности. Человек привязан к своей земле биологически, поэтому он должен дышать «своим» воздухом, пить «свою» воду, питаться тем, что произрастает на его земле, мыслить так, как устроена природа вокруг него – это и есть правильное понимание экологии.

Следует признать, что животный мир развивается по иным, чем человечество, законам. Живая природа вне влияния человека существует лишь в границах естественной истории Земли, как саморегулирующаяся система, которая контролируется внешними условиями и реакциями приспособления к ним. Природа может существовать на основе своих внутренних законов без человека, переживая в процессе планетарного развития закономерные кризисные ситуации.

Человек зависим от природы, так как берет из нее все необходимое для организации и продолжения своей жизни. Человек и природа – это сочетание двух взаимодействующих систем, образующих «биосферу». Стабильность этой сложной системы определяется адекватным взаимодействием, составляющих ее подсистем. Люди не могут существовать вне природы. Своим трудом человек создает лишь «вторичный» мир, позволяющий ему приспособиться к системе природно-географических условий жизни.

Проблемы появляются тогда, когда научно-технический прогресс значительно опережает осознание его негативных экологических последствий, возникающих при некорректном взаимодействии двух систем: человека и природы. Рассматривая эти два мира, следует признать, что все зависит от четкого взаимодействия этих систем. В процессе своей деятельности человек использует окружающую среду в качестве отправного пункта. Однако, следует признать, что любой вид его хозяйственной деятельности уничтожает существующее биологическое разнообразие природных систем, сформированных длительным эволюционным путем.

Новое мировоззрение, опираясь на естествознание, гуманитарные науки и практику жизни, выступает хранителем человека Нового века. В этом качестве оно выступает, как глобальный источник развития мирового сообщества, системы национальной, региональной и глобальной безопасности нового мирового порядка.

Только здравый смысл и инстинкт самосохранения, уважительное отношение к природе, практика производственной жизни, высокая наука и культура дадут большинству населения Земли возможность отказаться от предложенных утопических проектов насильственного разрушения мировой цивилизации под общим названием «глобализация»...

= Полный текст опубликован здесь:

http://politcyber.ru/index.php/nauka/stati/115-22-prostov-a-f-koevolyutsiya-kak-alternativa-ekologicheskomu-tekhnosuitsidu-zh-bezopasnost-evrazii-2-2007-soavtor-yanovskij-r-g

* Будем рады видеть Вас нашим подписчиком. Другие наши публикации см. здесь:

https://zen.yandex.ru/id/5af5aa0279885edd8eea75c3

* Подробности смотрите на сайте «Центр политической кибернетики»: www.politcyber.ru

* Финансовая поддержка портала: номер счета на Яндекс: 41001604227426