«Проблемы вузовской молодежи»

30.05.2018

Говоря о судьбах России, мы в первую очередь имеем в виду будущее нашего молодого поколения.

В результате взаимодействия с социальными структурами в процессе достижения социальной зрелости, молодежь вступает во все виды конфликтов, существующие в обществе на каждом этапе его развития. Поэтому, для своевременного регулирования основных направлений государственной молодежной политики, проблеме изучения молодежи, как особой социальной группы общества, обладающей сложной внутренней структурой, должно уделяться должное внимание.

Молодежь представлена во всех социальных слоях и группах, поэтому является важным структурным элементом и созидательной силой современного общества, на которое существенное влияние оказывают происходящие общественно-политические и социально-экономические преобразования в стране. При этом, молодежь, безусловно, несет на себе особый отпечаток имущественного неравенства, различных стартовых конкурентных возможностей в реализации своего духовно-творческого потенциала, что заметно сказывается на изменениях в молодежной культуре, ее взглядах, принципах, идеалах, ценностях, мировоззрении. Определить, каковы эти изменения, каковы цели жизни и способы их достижения с точки зрения самих молодых людей – в этом главный смысл проведенного исследования.

Нерешенные властью проблемы породили кризисные явления, которые напрямую затронули процесс воспитания и образования молодого поколения. Все это отразилось на воспроизводстве духовных и физических сил, существенно разбалансировав этот процесс. Новые «ценности» либерализма и рынка все более вытесняют молодежь из сферы производства в сферу потребления, что, как показывает опыт и практика, приводит к резкому усилению бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения и ухудшению психофизического здоровья. В этой связи существенно возрастает риск деформированного развития молодежи.

Современная молодежь находится в условиях общественно-политической и социально-экономической трансформации российского общества, где отсутствует единая система духовно-нравственных ценностей. Это обстоятельство создает разрыв между поколениями, выражающийся в коренном несовпадении интересов у различных возрастных групп населения. Феминизация семейного, общественного и государственного воспитания детей приводит к необоснованно повышенной жалости к самому себе и театральной демонстрации «сложности» своего характера, что на самом деле является проявлением самовлюбленности и самолюбования, особенно среди женской части молодежи, преодолевающих свою «возрастную стеснительность».

Исследование показывает, что для молодых людей характерна тотальная переоценка личностных ценностей, жизненных ориентиров и поведенческих установок. Основным источником возрастных и статусных противоречий является несовпадение между постоянно возрастающими потребностями молодежи и отсутствием возможностей их удовлетворения.

Провозглашенная общегосударственная цель повышения конкурентоспособности России и всех ее граждан, не находит отклика у чиновников, отвечающих за развития главного потенциала страны молодежи. Опрошенные студенты однозначно высказались о том, что с точки зрения повышения конкурентоспособности молодого поколения, «государственная молодежная политика» не отвечает ни требованиям времени, ни ожиданиям молодежи.

На фоне имеющихся у молодых российских граждан природных конкурентных преимуществ (40%), а также самостоятельно развитых способностей и полученных знаний (35%), участие государства в повышении их конкурентоспособности составляет лишь 25%, что объясняется наличием искусственно созданных чиновниками препятствий на пути молодежи к основным государственным ресурсам - финансовым и административным.

Это привело к тому, что большинство молодых людей не имеют возможности готовить себя к самостоятельной работе, и тем болеем к исполнению функций руководителей из-за проблем с трудоустройством – отсутствие необходимых рабочих мест, рост которых зависит от проводимых властью экономических реформ. По этим причинам многие студенты не уверены, что полученные в институте знания могут быть использованы в их работе по назначению (40%).

Мнение молодежи по поводу возможности реализации ими своих гражданских прав также далеки от оптимизма. Наблюдается явное разочарование молодежи в «предоставленных» властью и законами возможностях их участия в выработке и принятии общественно значимых управленческих решений. Этим объясняется отсутствие у значительной части студентов интереса к вопросам развития гражданского общества и его взаимодействию со структурами власти (политический пессимизм). Поэтому часть студентов «холодно» отнеслась к темам, связанным с властью, политическими мифами, созданием системы гражданского контроля над деятельностью представителей власти, внедрением общественно-политических легитимных практик и проектно-целевому управлению ими.

Созданная неэффективным управлением власти нестабильность в обществе и в экономике привела к противоречивым идеологическим ориентациям в молодежной среде и утрате нравственно-национальных критериев оценки геополитических и общественных явлений, потере общезначимых идеалов и образцов поведения. Молодежь требует более серьезных правовых и социальных гарантий от государства. Со своей стороны новое поколение больше ориентируется на духовно-творческое самоуправление исходя из личного понимания жизни, ее ценностей и идеалов с позиций «добра и зла», и все решительнее отказывается от завезенных извне или разработанных доморощенными идеалистами утопических проектов для России.

Полный текст опубликован здесь:

http://politcyber.ru/index.php/nauka/stati/111-26-prostov-a-f-sotsialno-kulturologicheskij-analiz-problem-sovremennoj-rossijskoj-molodezhi-zh-voprosy-kulturologi-9-2006

* Будем рады видеть Вас нашим подписчиком. Другие наши публикации см. здесь:

https://zen.yandex.ru/id/5af5aa0279885edd8eea75c3

* Подробности смотрите на сайте «Центр политической кибернетики»: www.politcyber.ru

* Финансовая поддержка портала: номер счета на Яндекс: 41001604227426