«Проектно-контрактная экономика как новый вектор развития России»

«Кто, как и от кого будет спасать Россию, если под спасением подразумевается реформирование экономики и модернизация системы управления»...

«Характер проводимых реформ в России оценивается как случайный набор хаотических идей, мер и действий, которые не выстраиваются в общую стратегию развития и не создают синергетического эффекта. Чиновничество делает все, чтобы не допустить независимых экспертов к управлению государством. Но без участия интеллектуальной элиты - мудрецов - экспертов в управлении, без их доминирования при принятии решений, страна и народ рискуют навсегда остаться заложниками ситуации «как есть».

В этой связи особый интерес представляют результаты исследований академика Макарова В.Л., где он сделал научный прогноз и сформулировал новый этап развития глобальной экономики: «человечество построило информационное общество и экономику знаний. Следующий этап развития – это проектно-контрактная экономика, где проект есть иерархическая сеть контрактов, где все расписано как в юридическом контракте. Однако профессионалов, способных так сделать проект, пока нет. Нет и опыта создания таких проектов. Нет школы по обучению такой профессии. Все надо начинать с нуля …».

СЮЖЕТ №1. Проектно-контрактная экономика как новая стратегия инновационного развития России. Сначала речь пойдет об идеях, призванных спасти экономику страны посредством научно-технического прогресса. Общеизвестно, что идеи могут быть реализованы только с учетом правильной оценки степени влияния человеческого фактора на существующие процессы. Здесь любая идея эффективно реализуется только посредством триединства решаемых задач в общественно-политической, социально-экономической и международной сфере деятельности. Поэтому, чтобы восстановить энергию для развития России нужно вернуть свой геополитический, экономический, финансовый, технологический и кадровый суверенитет.

СЮЖЕТ №2. Риски как условия глобализации для России. Разговор о тенденциях и прогнозах стратегии инновационного развития нужно начинать с анализа и определения координат страны в рамках международного разделения труда, ее доли в мировых ресурсах, в мировом ВВП, в распределении мировой прибыли, собственной стратегии развития, модели государственного управления, регионального самоуправления и влияющих на них внешних и внутренних факторов. В этом смысле можно утверждать, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, вектор развития определяется международными договорами, так как они имеют приоритет над внутренним законодательством.

СЮЖЕТ №3. Инновации. В предыдущих докладах форума доминирует мнение о том, что у нас инновации не внедряются. Хотелось бы не согласиться с эти мнением, так как за 20 лет в России внедрено тысячи инноваций. Вопрос в том, какие это инновации, и каковы последствия от их внедрения. Например, инновации, внедренные в сфере законотворчества, применительно к разным отраслям: в экономике – это ваучеры, залоговые аукционы, соглашение о разделе продукции, золотые парашюты. Оффшоры, откаты, обналичка. Зависимость уровня жизни граждан от макроэкономических показателей (средняя температура по больнице) и цен на нефть и газ. В социальной сфере – это монетизация льгот, новая пенсионная формула, платная медицина. В сфере науки и образования – это ЕГЭ, ликвидация РАН.

Особенно проявили себя инновации в сфере управления персоналом, известные как оптимизация затрат. Сократили лесников и ремонтные бригады, увеличив численность и зарплату менеджерам по рекламе и контролерам, особенно на транспорте (отличились РЖД и Метро). Увеличили в несколько раз территорию Москвы. Результат: за 20 лет ликвидировано более 30 тыс. деревень, соответственно закрыто столько же школ, домов культуры, библиотек, акушерских пунктов, инфраструктура разваливается, рост ВВП и доходы населения снижаются, а старая сырьевая экономика не воспринимает никакие инновации.

СЮЖЕТ №4. Инновационные проекты. Как обстоят дела с реализацией проектов в других отраслях экономики России, рассказала Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова в интервью на ОРТ в передаче «Познер» от 2.12.2013 года. Сложившаяся в России экономическая модель себя исчерпала и никакого реального роста не будет, только статистический – формальный. Созданные и создаваемые структуры развития не дают ту эффективность, которую в них закладывают при создании.

Бюджеты всех уровней расходуются неэффективно. Финансируемые из бюджета программы и проекты имеют незаконченный вид, поэтому не дают запланированного результата. С одной стороны, деньги, выделяемые на реализацию этих проектов, лежат на счетах и не работают на экономику. А с другой стороны принимаются проекты, на которые деньги в бюджете не предусмотрены. При этом проекты готовятся в двух вариантах: оптимистический (по максимальному результату) и пессимистический (по минимальному результату), но результаты получаются ниже минимума.

СЮЖЕТ №5. Политический мониторинг. На самом деле, ответ на этот вопрос есть у экспертов: применительно к России проблема заключается в неэффективности применения властью принятой теории и сложившейся практики управления общественно-политическими и социально-экономическими процессами, системами, ресурсами. В стране, где переименование создает видимость перемен, а все остается неизменным, никакая система законов и институтов не способна решить существующие проблемы: «Механизмы реализации всех благих намерений жестко заблокированы» (Гринберг). Кем заблокированы? Ответ дает доклад Центра исследования будущего: «Россия сегодня – это сырьевой придаток мировой экономики с внешнем управлением. Она как дойная корова, которую не убивают, но и не дают выйти из стойла. Внешний уровень управления не позволит России быть суверенной страной».

СЮЖЕТ №6. Муниципалитет – это не русское понятие, которое Россия использует, будто бы она французская колония. Поэтому нужно немедленно вернуть понятия община, соборы, местные советы, районы. ОМСУ должны стать частью государственного управления, при этом не центр, а они говорят, какие проблемы нужно решать, какие законы нужно принимать и в какой последовательности. Власть должна научиться использовать территориальные конкурентные преимущества России и правильно размещать производство по всей территории страны, а не только на Кавказе и в Москве.

СЮЖЕТ №7. «Чтобы что-то изменить на практике, нужно что-то новое придумать в теории». Практика показала, что стратегические цели могут достигаться только при условии их соответствия возможностям операционного управления. Поэтому в центр решения всех проблем необходимо поставить «управление», которое может быть или эффективным – соответствовать всеобщим принципам и законам, или неэффективным. Это дает возможность подвести под общий знаменатель любые проблемы и найти единственно правильное решение. Для реализации этой идеи нужны новые наука, методы, концепции, стандарты, проекты и технологии, которые позволят одним решением устранить целый кластер различных проблем. Здесь важно не только ответить на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», но и определить «Как делать?» и «Кто это будет делать?».

Общий вывод - оценка деятельности власти со стороны экспертов: «Министерство экономического развития есть, а экономического развития нет. Это значит, что власть занимается не теми проблемами, которые тревожат общество – для них конечно важно мнение народа, но они просто не успели его спросить, хотя все инвестиционные деньги периодически тратятся на рейтинги, социальную рекламу, социологические опросы и тестирование …». Многим экспертам давно понятно, что все эти последствия произошли благодаря активности либеральных монетаристов, которые заполонили собой СМИ и все экспертные советы вокруг Кремля и Белого Дома.

Полный текст опубликован здесь:

http://politcyber.ru/index.php/nauka/doklady/150-12-doklad-prichiny-i-puti-ustraneniya-slabosti-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-rossii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-innovatsionnaya-strategiya-razvitiya-rossii-v-usloviyakh-globalizatsii-mirovoj-ekonomiki-moskovskij-gosudarstvennyj-universitet-priborostroeniya-i-informatiki-moskva-16-maya-2013-god

* Будем рады видеть Вас нашим подписчиком. Другие наши публикации здесь:

https://zen.yandex.ru/id/5af5aa0279885edd8eea75c3

* Подробности смотрите на сайте «Центр политической кибернетики»: www.politcyber.ru

* Финансовая поддержка портала: номер счета на Яндекс: 41001604227426