ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ – НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА ДВИЖЕНИЯ

15.05.2018

Осознав, что искусство является одним из источников вдохновения и инструментом понимания себя, внимание сразу же привлек Черный суперматический квадрат (1915) Казимира Малевича*. Об этом поговорим чуть позже.

Прежде о искусстве

Искусство – прежде всего это то, что мы назначаем таковым. Назвав картину, фотографию и что-то еще произведением искусства, наш взгляд и внимание уже по другому начинает воспринимать видимый объект. Мы начинаем воспринимать объект как искусство. В момент внимания, мы соединяемся с объектом искусства. Стараемся проникнуть в него, почувствовать и понять. Искусство открывает дверь в себя. Нам действительно открывается дверь, которая ведет нас к самим себе. Отпадает все лишнее и мы встречаемся и соприкасаемся с самим собой. С собой настоящим, без наледи и шелухи обыденной жизни. Это короткое свидание позволяет узнать, понять и увидеть то, что нам так необходимо. В произведениях искусства мы видим то, что нам уже известно, видим то, что в нас уже есть. Да, бывает, что открываются новые знания и это по истине великое и сильное чувство. Чувство осознания и чувство нового, нового для нас, для нашего ума. Но уже существовавшее в нас и конечно же в мире.

Казимир Малевич — Tretyakov Gallery, Общественное достояние
Казимир Малевич — Tretyakov Gallery, Общественное достояние

Магнетизм Черного суперматического квадрата

Вернемся к Черному квадрату. На первый взгляд, кажется, что это просто квадрат на белом фоне. Но по непонятной сначала причине, он буквально приковывает внимание к себе. Черный квадрат буквально магнитом притягивает внимание и таким же магнетическим способом направляет мысли о сути черного квадрата. Да, все не случайно. Случайностей не бывает.

Думая о концепции изображения, сплетаются тонкие нити, нити образов-мыслей. В дальнейшем эта связь складывается в одно целое. Складывается в осознание, которое ведет к себе. Приходит озарение, восхищение и радость и это служит мощнейшим двигателем в дальнейшем движении. Приходит понимание, что это отправная точка. Отправная точка совершенно нового этапа. Предыдущий этап пройден и начинается новый, стремительный и великий.

Казимир Малевич — ABC Gallery, Общественное достояние
Казимир Малевич — ABC Gallery, Общественное достояние

Завершение этапа и начала нового

Черный квадрат олицетворяет поиск. Поиск своего течения, поиск себя, поиск своего способа самовыражения и поиск передачи и внушения зрителю своих чувств, представлений и концепций. Черный квадрат – это спрогнозированная конечная точка маршрута Казимира Малевича. Он решил предостеречь других художников, которые шли поэтому же пути. Пути кубизма. Казимир Малевич и изобразил жирную точку в данном изобразительном течении кубизм. Стоит отметить, что для одних это действительно послужило конечным маршрутом, а для других открылись новые горизонты, началось дальнейшее развитие, начался новый этап. Так, например, Пабло Пикассо после Черного квадрата Казимира Малевича перешел от кубизма к более естественным, природным формам.

В заключении можно сказать, что Черный квадрат олицетворяет завершение поиска и открытие нового этапа, новых горизонтов. Черный квадрат – предвестник больших изменений, дальнейшего развития и нового, великого этапа. Черный квадрат – это отправная точка для дальнейшего творческого пути.

*Казимир Северинович Малевич (1879, Киев — 1935, Ленинград) российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

Казимир Малевич — MoMA, Общественное достояние
Казимир Малевич — MoMA, Общественное достояние

Источник изображений — Викисклад

Автор статьи - Альбина Кидинова