Йозеф Бойс

Немецкий художник и акционист, один из главных теоретиков постмодернизма. Выступал за расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью.

Начну статью с маленькой заметки о биографии Йозефа Бойса, так как без нее творчество художника теряет личностную суть.

Биография

Детство Бойса пришлось на годы войны. В 1936 году Бойс стал членом Гитлерюгенд, так как членство в ней стало обязательным. Он участвовал в митинге в Нюрнберге в сентябре 1936 года, когда ему было всего 15 лет. В 1939 году он работал в цирке и заботился о животных в течение года. Школу окончил весной 1941 года, когда война уже охватила весь мир.

Такова биография Йозефа Бойса до чудесной метаморфозы, произошедшей с ним 16-го марта 1944 года, когда советский истребитель сбил его самолет над Крымом, в 1943 он стал задним стрелком бомбардировщика Ju 87. По словам самого Бойса, его спасли кочевые татары, которые обмазали его тело жиром и завернули в войлок для сохранения тепла, и, очнувшись несколько дней спустя, он ощутил вкус меда во рту, которым его кормили. Реальна эта история или нет — не столь важно. Бойс создает личную мифологию и таким образом легитимирует себя как художник, очищаясь от предшествующего опыта. Именно в этот переломный момент Йозеф приходит к решению исцелять человечество с «кистью» в руке. Он проходит обряд инициации, перерождения, после которого из кокона рождается Бойс-художник.


Творчество

После войны Бойсу пришлось длительное время проходить реабилитацию не только физическую, но и психологическую. Вытащить его из трудного состояния смог учитель Эвальд Матаре, а Дюссельдорфская академии искусств стала для Йозефа домом. Матаре многому научил Бойса, смог привить молодому художнику вкус и чувство меры, поэтому создавать акценты в скульптурных формах Йозеф мог великолепно. Для Бойса скульптура была как языческий идол, тотем, которому поклоняются, медиум, транслирующий идеи.

Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек — художник».

Использует он нетрадиционные материалы, обладающие специфическим запахом, органические, ассоциативно теплые, спасшие его самого: войлок, жир, мед. Художник концептуализирует особые свойства веществ. Например, животный жир, используемый в скульптуре «Стул с жиром» — очень неудобное для высекания сырье, которое можно только переплавить или лепить при определенной температуре — метафора той плавности и осторожности, с которой должны происходить изменения в обществе. Войлок же обладает тепло- и звукоизоляционными свойствами. Бойс использует их в «Войлочном костюме» для обозначения его функции сохранения не только тепла тела, но и тепла духовного.

Работа «Гомогенная инфильтрация для рояля» — отсылка художника к детям, которые вследствие принятия беременными лекарства с талидомидом имели мутации верхних конечностей. Здесь рояль находится в войлочном чехле, потому что это — музыка в потенциале, поскольку исполнять ее некому. Красный крест здесь — символ и медицины, и распятия, встречается во многих произведениях целителя. Как художник авангардистского толка Бойс разрабатывает собственный художественный язык, а также манифестирует и теоретизирует его. Потому всегда можно растолковать, о чем та или иная его работа.

«Гомогенная инфильтрация для рояля»
«Гомогенная инфильтрация для рояля»

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор. За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций. 

Активность Бойса под конец его жизни была неким чудом. Ведь мужчина был уже очень болен, он жил без селезенки и одной почки, мучился болями в ногах, его легкие были поражены. Уже в 1975 году творца настиг инфаркт. Как и многие философы, Бойс был уверен, что боль порождает духовность. В 1986 году Йозеф Бойс покончил с собой.

Источники: Андреева Е.Ю. Постмодернизм, Ковалев А. Семь работ Йозефа Бойса. Выбор критика, artuzel.com, tannarh.wordpress.com, birdinflight.com.