Жуть Иксвилла

15.05.2018

Эйлин Данлоп – служащая городской тюрьмы для мальчиков-подростков в городе Иксвилл. Ее мать умерла, и теперь она живет в грязном обветшалом доме с отцом-алкоголиком. Больше всего на свете Эйлин хочет сбежать из этого порочного круга, и в один прекрасный день жизнь предлагает ей такую возможность.

Таков сюжет книги Отессы Мошфег «Эйлин», участника шорт-листа Букеровской премии. Казалось бы, насколько интересным может быть произведение, построенное на таком избитом и простом ходе, как попытка сбежать из города? Однако Мошфег удается сделать свою книгу не просто интригующей, но крайне отвратительной, жуткой и мрачной. Как? Попробуем разобраться.

Автор, кажется, ставит своей задачей не просто создать образ Эйлин, но, прежде всего, показать всю безысходность жизни, в которую она сама себя загнала (конечно, не без участия окружающих). Героиня – унылая серая мышь, живущая в такой же унылой и убогой обстановке и не пытающаяся что-либо изменить в своей жизни. Ее попытки сбежать из города заканчиваются на этапе фантазий, и ее это устраивает. Она старается оградить себя от реальности своим мрачным, но стабильным мирком. Тюрьма, в которой она работает, – жуткое место, но Эйлин этого не замечает, ей легче считать, что она страдает не меньше, чем все обитатели этого места.

По сути, все существование Эйлин – это паразитический образ жизни. Ее присутствие никому не важно, и даже ее отец, уход за которым она считает своим крестом, может обойтись без нее. Все меняется с появлением нового лица в тюрьме – начальника образовательного отдела Ребекии.

Ребекка – полный антипод Эйлин: яркая, красивая, образованная и целеустремленная, она жаждет изменить все вокруг, верит в то, что мир может стать лучше. И начать его менять она решает с тюрьмы для подростков в Иксвилле.

Несмотря на наличие основных героев, «Эйлин» нельзя назвать романом, несущим яркий и однозначный смысл. Текст Мошфег – странный, неоднозначный и полный отвратительной жестокости мира. Чем больше читаешь его, тем более мерзко становится. Автор словно нагнетает атмосферу для полного погружения читателя в мерзопакостный мир внешнего благополучия, раскрывая потаенные уголки души добропорядочности и истинное лицо благодетельности. Полное отсутствие морализаторства делает роман отчасти экзистенциальным: мы словно со стороны смотрим на все происходящее в жизни героини, лишь только кожей ощущая подползающую мерзость окружающего мира.

Мошфег уделяет пристальное внимание описанию зданий, интерьеров в мельчайших подробностях: ржавая ванна, немытая посуда, засохшая в тарелках пища – для автора важна каждая деталь. Именно поэтому момент за моментом, шаг за шагом, мы все сильнее чувствуем смрад иксвилловского внешнего благополучия.

Такие же «тухлые» в романе и герои: в «Эйлин» нет ни одного привлекательного персонажа, каждый характер – отражение мерзости города. И даже Ребекка, которая должна была бы олицетворять лучшие стороны в произведении, по-своему отвратительна, жалка.

«Эйлин» – жуткая и отталкивающая зарисовка реальности, в которой каждый найдет свой смысл. Жестокий, грубый и безысходный.

Автор: Лаура Нарбут