Абсолютное Vs. Относительное (записки на полях лекции Умберто Эко)

Сейчас стало можно говорить: “Это всё относительно. Это не факт. Это только чья то точка зрения. …. “ Редкий филистер так говорящий, знает, что споры о понятиях абсолютного и относительно ведутся минимум две с половиной тысячи лет, а сам он стал неосознанным сторонником “старого доброго” релятивизма, который превратился нынче в историческую болезнью современной культуры - отрицание какой бы то ни было и идеи истины.

Лекция Умберто Эко “Абслолютное и относительное” в его книге “На плечах гигантов” даст вам возможность осознать свою позицию, найти Матчасть для изучения вопроса. Ниже мои заметки на полях.

Рене Магрит. Познание абсолютного
Рене Магрит. Познание абсолютного

Философия об абсолютном

В философии сказано, что абсолютное - это всё то, что ab solutus - не обременено какими-либо связями и не ограничено какими-либо пределами, то что само себе причина и объяснение.

То есть похоже на Б-га, в том смысле в каком Он определял себя: “Я есмь сущий” (Ego sum qui sum), по отношению к кому все остальное случайно, то есть не является само себе причиной и, даже если и существует, вполне могло бы и не существовать вовсе или в один прекрасный день перестать существовать, как однажды произойдёт с солнечной системой или с каждым из нас.

Будучи существами случайными, то есть такими, которым суждено умереть, мы испытываем непреодолимую потребность верить, будто можно зацепиться за что-то такое, чему не грозит исчезновение, иными словами за абсолютное.

Слова и смыслы

Что значит употребить слово и наделить его определенным смыслом? Варианты:

  • Располагать сведениями, позволяющими распознать случайный объект, или ситуацию, или событие. Например, смысл таких слов, как “собака” или “спотыкаться” включает в себя ряд ряд пояснений, в том числе и в форме изображений, необходимых, чтобы распознать собаку и отличить её от кошки или чтобы отключить глагол “спотыкаться” от глагола “прыгать”.
  • Располагать некой дефиницией и/или и классификацией. Я располагаю дефиницией и классификацией применительно к собаке, но также и к событиям или ситуациям, как, например непреднамеренное убийство, который я, руководствуясь дефиницией, могу отличить от предумышленного убийства.
  • Если речь идёт о них и сущности - знать, помимо главного, определяющего, и другие свойства, которые называют второстепенными или случайными. Например, о собаках я знаю, что им свойственна верность, что они могут быть полезны на охоте или стерегут дом; о непреднамеренное убийство - что за него, согласно уголовному кодексу, суд может вынести какой-то приговор и так далее.
  • По возможности располагать сведениями о том, как создается или организуется соответствующие объект или событие. Я знаю значение слова “ваза”, потому что, хоть я и не гончар, мне известно, как изготавливается ваза; то же можно сказать о словах “обезглавливание” или “серная кислота”. А вот если речь идёт о таком слове, как “мозг”, я знаю его смысл А и смысл B, а также некоторые вы свойства C, но не представляю, как смог бы его создать.

Например, “самое большое четное число” - в этом выражении нет “значения”, но есть какой то смысл - это число делится на 2.

Зеркальная теория истины

Если бы наш интеллект был зеркалом, которое, если оно не кривое и не затуманенное, должно верно отражать вещи такими, как они есть. Этой теории придерживались Фома Аквинский, Ленин (Ленин в философии был неотомистом).

Релятивизм

Однако в свете некоторых современных дискуссий иногда создаётся впечатление, что мирное сосуществование различных критериев истины, характерное для современной мысли, в особенности философской и научной, вырождается в релятивизм, который становится исторической болезнью современной культуры, превращается в отрицание какой бы то ни было и идеи истины.

Что понимают под словом релятивизм противники релятивизма?

Релятивизм как философское учение с соответствующим названием появился на свет вместе с позитивизмом 19 века, который отстаивал идею о непознаваемости абсолюта, понимаемого (в лучшем случае) как снова и снова отодвигающаяся цель непрестанно научного поиска.

Однако никто из позитивистов никогда не утверждал, что человеку недоступны научные истины, поддающиеся объективной проверке и имеющие силу для всех.

При быстром и невнимательном чтении учебника можно сделать вывод, что релятивизмом является так называемый холизм, учение, согласно которому всякое высказывание истинно или ложно (и обретает некое значение) лишь внутри целостной системы, определённой концептуальной схемы или, как говорили ученые, внутри определенной научной парадигмы.

Холист обычно говорит, что он прагматик, но и тут не надо слишком торопливо читать учебник: настоящий прагматик, НЕ считает, что идеи истины, только если они высказывают себя действенными, а лишь считает, что они высказывают свою действенность когда они истины.

Фаллибилизм - направление философии, согласно которому все приобретенные нами знания в любой момент могут быть поставлены под сомнение.

Однако постоянно исправляя ошибки в своих знаниях, человечество несёт вперед “факел истины”.

Нет ни малейшего релятивизма в утверждении, что реальность всегда осмысляется с определённой точки зрения (но вовсе не обязательно субъективной и индивидуалистической), а тезис о том, что мы всегда исключительно видим ее и в определённом представлении, не мешает нам думать и надеяться, что представляемое нами - всегда одно и тоже.
Культурный релятивизм. Признавать, что другая культура отличается от нашей, и нам надо с уважением относиться к её своеобразию, не значит отрекаться от нашей культурной идентичности.

Два различных представления об истине

1. Истина - семантическое свойство высказываний.
2. Истина - свойства божества.

1 - Истина - соответствие сказанного реальному положению вещей (“истинно говорю вам” означает “я говорю правду”).

2 - Истина - качество, присущее божеству “Я есмь путь и истина и жизнь”. Не стоит доискиваться, соответствует ли то или иное утверждение о мире реальному положению вещей, гораздо важнее сосредоточиться на единственной истине, достойной этого имени - вести о спасении души.

Ницше против фактов

Мысль, что нет фактов, а есть только интерпритации появилась у Ницше (статья Об истине и лжи во вненравственном смысле).

Аргументы против Ницше

  • Если в мире не существует фактов, а одни лишь интерпретации, интерпретацией чего может быть каждая конкретная интерпретация?
  • Если интерпретации интерпретируют друг друга, должен существовать хоть какой-то изначальный объект или изначальное событие, который заставил нас прибегнуть к интерпретации.
  • Даже если событие неопределимо, следует заметить, что причина тут в нас самих, изъясняющихся о бытие с помощью метафор, то есть проблема истинности высказывания заключена в объекте, а не в субъекте познания.
  • Тот, кто утверждает,будто больше не существует никакого интерсубъективного критерия проверки, забывает: время от времени то, что находится вне нас, сопротивляется нашим попыткам выразить его, пусть ладе с помощью метафор

О ходе вещей и Боге

Должна существовать некая закономерность, управляющая положением или ходом вещей в мире. Стена и смерть - это единственные формы абсолюта, в существовании которой мы не можем сомневаться.

Как сказал Эли Визеля: “Люди, думающие, будто им всё позволено, - это не те, кто считает Богом умер, а те, кто считает Богом самих себя (недостаток свойственный большим и маленьким диктаторам).”