Так ли современна мода?

Сегодня он стал рано утром, одел свои любимые джинсы Levi's 501 и обычную белую футболку. Взяв в руки поводок и открыв входную дверь, он вышел на улицу и пошёл гулять в парк со своей собакой Джесси.

Обычный человек практически никогда не задумывается, почему он носит какую-то вещь и какая история за ней стоит.

Вопрос "Почему мы носим то, что носим?" (ориг. "What do we wear what we wear?") впервые был затронут Бернардом Рудофски в 1944 году, когда он, будучи куратором MoMA (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке, организовал первую выставку "Are Clothes Modern?", посвященную современным на тот момент предметам одежды. Выставка оказалась поистине революционным решением, потому что эта была первая широкомасштабная инсталляция одежды с 1929 года (год основания MoMA). Также по задумке автора она должна была изменить отношение людей к моде. Рудофски попытался сместить понимание моды в сторону моды как обобщенного вида искусства и человеческой культуры.

"Мода не как дизайн, а как искусство".

Ноябрь 28, 1944–Март 4, 1945. Фотография из архива. Музей современного искусства, Нью-Йорк. IN269.1. Photograph by Soichi Sunami.
Ноябрь 28, 1944–Март 4, 1945. Фотография из архива. Музей современного искусства, Нью-Йорк. IN269.1. Photograph by Soichi Sunami.

В 2017 году нынешние кураторы музея, в число которых входит Паола Антонелли, решили повторить инсталляцию. Они изменили название "Are Clothes Modern?" на "Items: Is Fashion Modern?", где скорее затрагивалась не современность вещей, а моды в целом.

Почему подобное не случалось раньше? Официальное объяснение в том, что моду принято считать эфемерной, сезонной. Но я думаю это связано с патриархальной системой управления в академии и музее, и с тем, что мода всегда ассоциировалась с женщинами, поэтому на нас смотрели сверху вниз.

Выставка раскинулась на 6 этажах музея, заняв 4 гигантских выставочных зала, 2 зоны дополненной реальности и магазин с сувенирами. Суммарно было представлено 111 предметов одежды современного человека. Список включает в себя самые обычные, у кого-то повседневные, у кого-то нет, но тем не менее практически каждому известные вещи. Например:

  • Бретонская рубашка (морячка)
  • Берет
  • Очки Авиаторы
  • Converse All Star
  • Худи
  • Мини-юбка и др.

Оказывается, что те же Авиаторы имеют более чем 100-летнюю историю, а худи является не только спортивным удобным вариантом одежды, но и трагическим политическим символом, символом неподчинения, бунтарства, устрашения (бесчисленное число вымышленных, как Grim Reaper, или реальных героев, как Ку-Клукс Клан, носили капюшон. Hood - от англ. капюшон). С 2012 года после убийства чернокожего подростка Трейвона Мартина худи стал олицетворением расизма и межрасовой ненависти. По словам убившего подростка полицейского, мальчик в чёрном худи выглядел подозрительно и представлял потенциальную опасность для окружающих (!).

Протестный марш в худи после убийства Трейвона Мартина в Юнион-парк, Нью-Йорк
Протестный марш в худи после убийства Трейвона Мартина в Юнион-парк, Нью-Йорк

Когда Паолу Антонелли спрашивают, как ей в голову пришла идея создания подобной выставки, она постоянно рассказывает одну и ту же (настоящую) историю:

Как-то пытаясь подобрать для коллекции современного искусства в музее новые экспонаты и веря в то, что история дизайна не будет полностью рассказана без моды, я начала составлять собственный список одежды, который назвала "одеждой, изменившей мир". Я делала это для себя, постепенно вписывая то, что приходило в голову: ципао, бейсбольная кепка и др. Несколько лет назад директор Музея Современного Искусства, Гленн Лоури, предложил воплотить список в жизнь и создать реальную экспозицию. Тогда я захотела узнать, когда в музее проводилась последняя выставка моды. Оказалось, что она проводилась только единожды, в 1944 году. Курировал проект Бернард Рудофски.

Все экспонаты коллекционировались Антонелли самостоятельно. В возрасте 23 лет она устроилась на работу в музей и постепенно обогащала коллекцию.

"Одежда, изменившая мир..."

Если даже бегло ознакомиться со списком предметов одежды, представленных на выставке "Items: Is Fashion Modern?", можно действительно убедиться в их легендарности. Поэтому Антонелли была совершенно права при выборе названия. Практически каждая вещь хранит в себе целую историю, о которой мы практически не задумываемся. Могу предположить, что привыкши видеть худи на таких гениях как Марк Цукерберг или Илон Макс, никто не подозревал о негативной стороне истории.

Так в итоге получается, что современная мода стара?

На мой взгляд, да, по большой части это так. Одежда лишь несколько видоизменяется, дабы соответствовать современным реалиям, вкусам, трендам, но основа, сама база остается неизменной. Может быть создан новый принт, фактура ткани, добавлены декоративные детали, остальное же статично.

Я настоятельно рекомендую тем, кого заинтересовала тема и сама выставка, узнать больше о ней. Несмотря на то что она уже завершилась, она определенно стоит нашего с вами внимания. Мода должна быть осознанной. Нам нужно понимать, почему мы носим то, что носим и какая здесь связь.

Оставляю ссылки на первоисточники ниже:

1) 111 предметов гардероба (список MoMA'ы)

2) Is Fashion Modern? статья на SSENSE

3) Выборка из историй происхождения некоторых экспонатов

4) Are Clothes Modern? выставка 1944 года

5) Are Clothes Modern? фотографии выставки

6) Видео разбора выставки 2017 года по каждому предмету одежды

P.S. Статья заняла много времени, поэтому не забудь поставить ЛАЙК и подписаться на блог Helga's Choice в Дзене и во Вконтакте!

© Ольга Мартынова, 2018