Мрачное будущее PES: что не так с Pro Evolution Soccer 2019

15.05.2018

Мрачное будущее PES: что не так с Pro Evolution Soccer 2019

9 мая Konami анонсировала очередную часть своего футбольного симулятора — Pro Evolution Soccer 2019. Анонс этот получился крайне расплывчатым: невооруженным глазом видно, насколько сильно издатель спешил заявить о себе и на скорую руку состряпал невнятный трейлер и такое же невнятное описание новых фич. Давайте разберемся, что не так с некогда популярным футсимом, и почему Konami так спешит с анонсом.

Сразу вброшу излюбленную тему для полемики: Pro Evolution Soccer мало кому нужна без внятных лицензий. Об этом говорят продажи — восемнадцатая часть разошлась тиражом в 730 тысяч копий на основных платформах. У конкурента от EA Sports этот показатель перевалил за 14 миллионов копий. Пострелизный маркетинг — дело десятое, а вот контент, который мог бы выделить игру среди конкурентов, решает в этом случае гораздо больше. Там до сих пор все очень и очень плохо. Настоящие клубы в PES можно пересчитать по пальцам, а любителям английской Премьер-лиги и вовсе хочется посочувствовать. Man Blue, Man Red и London FC Абрамовича — смех да и только.

Я знаю, что мне ответят любители футсима Konami. Мол, ставь пачку модов и вперед — все клубы, все лиги, стадионы, формы и логотипы доступны в полном объеме. Соглашусь, что авторы этих модов делают колоссальную работу. Все-таки для того, чтобы «допиливать» за разработчиками игру из года в год, нужно иметь бесконечную любовь к ней. Кстати, Pro Evolution Soccer 2018 на ПК купили всего 10 тысяч раз. Да и сами разработчики не слишком жалуют ПК-аудиторию. Помню случай двухгодичной давности, когда на ПК вышел порт с предыдущего поколения консолей, в то время как на консолях все выглядело куда современнее.

Мы с вами — далеко не основная аудитория футбольных симуляторов. Большая часть продаж FIFA приходится на весьма специфическую прослойку людей. Она находится вне нашей привычной классификации. Покупатели футсима от EA не являются ни казульными игроками, ни «мидкорщиками». Для большинства представителей FIFA-комьюнити игра от EA является единственной на жестком диске. Их не интересуют какие-то эксклюзивы, переносы и модные тенденции в геймдеве. Они играют в свою любимую игру. Понять их очень просто: они больше поклонники самого футбола, нежели виртуальных развлечений. Такие люди не будут разбираться, как поставить моды и заставить клубы выглядеть так, как нужно. Они проголосуют рублем за тот продукт, который будет работать сразу из коробки. В этом случае Konami проигрывает, что наглядно и демонстрирует график продаж.

Но настоящие проблемы Pro Evolution Soccer начнутся в этом году. У Konami было эксклюзивные права на чемпионаты под эгидой УЕФА — Лигу Чемпионов и Лигу Европы. Контракт был заключен на десять лет, и в этом году срок соглашения истек. Вероятнее всего, EA Sports подсуетилась и договорилась с европейской футбольной ассоциацией о партнерстве: это пока лишь слухи, но такой ход читается очень просто. В конце концов, УЕФА сама заявила, что не будет продлевать контракт с Konami. Уверен, что сражаться за лицензию долго не пришлось: показал цифры продаж FIFA — и все, эксклюзивные права у EA в кармане.

И что остается делать японской компании? В своем анонсе она делает упор на оставшиеся лицензии. Тут все очень негусто: Международный кубок чемпионов, который больше нацелен на аудиторию США, и, в общем-то, все. Кроме этого кубка авторы козырнули лишь расплывчатым «больше лиг, клубов и стадионов». Учитывая то, что EA Sports является партнером английской Премьер-лиги, маловероятно, что список английских лицензий у PES увеличится. Зато можно в очередной раз козырнуть контрактом с «Барселоной», у которой Konami является одним из спонсоров. Хорошо хоть в этом году на обложку японцы поместили игрока, который никуда не перейдет летом — Коутиньо в 2017 году заключил контракт на 5 лет, а сумму его отступных (400 миллионов) никто не потянет. В общем, Konami остается в очередной раз хвалиться «Барсой» и надеяться, что ее игру купят только ради геймплейных фишек.

Впрочем, и в геймплее Pro Evolution Soccer 2019 не обойдется без заимствований у «большого брата». Авторы переработали свой режим myClub, сделав его максимально похожим на Ultimate Team. Здесь обещают новый дизайн карточек (чтобы вам хотелось открывать больше паков) и специальные, улучшенные версии игроков. Более того, Konami скопирует у EA Sports «Состав недели» — набор улучшенных карточек обычных футболистов, которые в реальной жизни проявили себя за последние семь дней. Думаете, это все? Как бы не так. У PES будет еще один режим, в котором вам будут подбирать соперников, а вы в течение недели должны будете набрать максимальный ранг. Ничего не напоминает?

В общем, просто посмотрите анонсирующий ролик. Даже анимация в еще не вышедшей игре проигрывает текущей версии FIFA: наблюдая празднования футболистов, хочется закрыть глаза, а распахнутые рты болельщиков на трибунах и вовсе пугают. Неудивительно, что Konami решила по-быстрому анонсировать версию 2019 и выпустить ее как можно раньше — такая игра не выдержит прямой конкуренции, когда обе версии футсимов будут лежать на соседних полках в магазине. К тому же у Konami есть очевидные проблемы с «большими» играми: PES из года в год проваливается в продажах, Metal Gear Survive не взлетела, а судьба Silent Hill и вовсе печальная. В общем, есть вероятность, что футбольный симулятор японцев станет вконец убыточной историей и схлопнется. Если вы, конечно, не начнете массово приобретать паки в обновленном режиме myClub. Но для этого вам все-таки придется купить лицензионную версию игры.