О чём молчали секунданты? Два преступления на дуэли Лермонтова и Мартынова

15 июля 1841 года в 7 часов вечера в Пятигорске у подножия горы Машук отставной майор Н.С.Мартынов убил на дуэли своего давнего товарища М.Ю.Лермонтова.

16 июля пятигорским комендантом Ильяшенковым было открыто следствие, которое пыталось выяснить: "... пал ли Лермонтов от изменнической руки убийцы, прикрывавшегося одною дуэльною обстановкою, или же был убит на правильном поединке с совершенным уравнением дуэльных случайностей".

3 января 1842 г. о завершении дела был доклад Николаю I, и монарх повелел: "Майора Мартынова посадить в крепость на гоубтвахту (слово так писалось в 19в. - И.М.) на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжёлой раны".

Секундантов было четверо: князь А.Васильчиков, князь С.Трубецкой, корнет М.Глебов и друг поэта А.Столыпин-Монго. Но Мартынов и Васильчиков участие в поединке Трубецкого и Столыпина от суда утаили, так они были в опале у властей. Участники дуэли заранее договорились о том, какие ответы они будут давать на следственные вопросы, чтобы совпадать в высказанных фактах.

Прошли годы... Поэтическая звезда Лермонтова вставала всё выше и выше, и общественный гнев обрушился на Мартынова всей своей силой. Убийца не поддерживал связи с участниками дуэли, и, вероятно, испытал облегчение, когда они сошли в могилу один за другим. Первым в 1847г на Кавказе погибает Глебов, в 1858г. умирает во Франции Столыпин-Монго, а через год - Трубецкой. Остаётся здравствовать Васильчиков. Вот тут-то судьбе вновь захотелось позабавиться - она вторгается в размеренную жизнь обоих
Прошли годы... Поэтическая звезда Лермонтова вставала всё выше и выше, и общественный гнев обрушился на Мартынова всей своей силой. Убийца не поддерживал связи с участниками дуэли, и, вероятно, испытал облегчение, когда они сошли в могилу один за другим. Первым в 1847г на Кавказе погибает Глебов, в 1858г. умирает во Франции Столыпин-Монго, а через год - Трубецкой. Остаётся здравствовать Васильчиков. Вот тут-то судьбе вновь захотелось позабавиться - она вторгается в размеренную жизнь обоих

В 1867г. выходит книга А.Любавского "Русские уголовные процессы", в одном из очерков автор впервые изложил факты и предположения относительно этой дуэли. Он описал два варианта её, использовав ответы Васильчикова и Мартынова во время следственной комисси:

1) показания Васильчикова: "Дуэль была назначена на расстоянии 15 шагов, но от барьера в каждую сторону отмерено ещё 10 шагов, где противники должны были первоначально стать. Особого права на первый выстрел по условию никому из них дано не было; каждый мог стрелять или стоя на месте, или подойдя к барьеру. Когда Лермонтов и Мартынов стали на крайних точках..., то один из секундантов подал знак рукою, и они по сему знаку сойдясь к барьеру, остановились. Первым выстрелил Мартынов и нанёс Лермонтову рану в правый бок навылет,от которой Лермонтов мгновенно умер, не успев даже выстрелить...";

2) показания Мартынова: "По условию дуэли каждый имел право стрелять, когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру. Я первый подошёл к барьеру, ждал несколько времени выстрела Лермонтова, потом спустил курок".

При сопоставлении фраз возникают недоумённые вопросы:

- так остался Лермонтов на месте после сигнала или же подошёл к барьеру, как и Мартынов?

- целился ли вообще поэт в своего противника?

Всё больше писателей-публицистов стали заниматься вопросом этой дуэли. В 1870г. в журнале "Всемирный труд" писатель П.Мартьянов сообщил о своих встречах и разговорах со старожилами Пятигорска, в том числе с отставным майором В.Чилаевым , в доме которого квартировали Лермонтов и Столыпин-Монго, и поведал о предании: "Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил пистолет, закричал ему: "Лермонтов, стреляй, а не то убью". - "Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков", - презрительно отвечал Лермонтов. "А я имею обыкновение", - возразил Мартынов и выстрелил".

Очевидно, в этом "характеристическом анекдоте",как выразился Мартьянов, события уже смахивали на убийство, ибо Мартынов стрелял в поэта, выказавшего явное нежелание драться.

За всеми публикациями следил А.Васильчиков - понятное дело, что его волновали настойчивые поиски Мартьяновым новых фактов и сведений о дуэли. Бог знает, до каких нелепостей он ещё докопается! И в 1872г. Васильчиков нарушает данный им тридцать лет назад "обет молчания" - он помещает в журнале "Русский архив" короткую заметку "Несколько слов о кончине М.Ю.Лермонтова и о дуэли его с Н.С.Мартыновым".

Князь признал, что Лермонтов не целился в Мартынова и после сигнала Глебова к началу поединка остался стоять на месте боком к своему противнику, заслоняясь рукой и пистолетом по всем правилам опытного дуэлиста. Васильчиков категорически опроверг предположение, что во время поединка противники якобы обменивались какими-то репликами.

В 1875г. Мартынов умирает. А вскоре Васильчиков делает сенсационное признание, ведь бояться больше некого - он один остался в живых, и к тому же, князь, наверное, понимал, что ему выгоднее поведать прессе близкую к истине версию дуэльных событий, иначе всегда отыщутся "очевидцы" и проворные "журналюки", которые быстро заполнят мифами эту дыру.

Он намекнул первому биографу поэта П.Висковатову на два преступления, которые они утаили от суда, а потом пытались всеми силами скрыть их от общественного мнения и переложить друг на друга.

Итак, было шесть с половиной часов пополудни, когда противники и секунданты съехались вместе в четырёх верстах от Пятигорска и выбрали для дуэли место на дороге, ведущей в селение Николаевское. Собиралась гроза. Мартынов был мрачен и зол. Столыпин обратил внимание Лермонтова на это, но тот только пожал плечами и презрительно усмехнулся.

Секунданты начали приготовления: кто-то воткнул в землю шашку, сказав: "Вот барьер"; Глебов бросил фуражку в десяти шагах от шашки, но длинноногий Столыпин, делая большие шаги, увеличил дистанцию, отбросив шапку. Дуэлянтов поставили на скате дороги, около двух кустов: Лермонтова лицом к Бештау, выше, а Мартынова лицом к Машуку - ниже, вручили им дальнобойные пистолеты знаменитой оружейной мастерской братьев Кухенройтеров. Лермонтов расстегнул сюртук, Мартынов снял черкесску...

Значение и место дуэлей в жизни тогдашнего общества

В России дуэли между дворянами были запрещены законом вплоть до 1896г. Уже воинский устав Петра - I карал смертной казнью сам выход на поединок. В царствование Николая -I участники дуэли подлежали лишению всех прав состояния, наказанию шпицрутенами и ссылке в каторжные работы.

И тем не менее дуэли процветали - согласно сословным понятиям и предрассудкам того времени поединок считался действенным и благородным удовлетворением оскорблённой чести.

Непременные требования к дуэли:

- поединок проводился по заранее утверждённому соглашению между противниками в соответствии с бытовавшими правилами и обычаями;

- соглашения должны были неукоснительно исполняться и дуэлянтами, и секундантами ( в противном случае поединок рассматривался как бесчестный поступок или "изменническое убийство");

- нарушителям грозило не только преследование по закону, но и изгнание из благородного общества, что было равносильно гражданской смерти.

На правила оказывал влияние кодекс графа де Шатовиллара, выпущенный во Франции в 1836г, в разработке которого участвовало 100 самых родовитых французских аристократов. Кодекс определял :

- степень и тяжесть нанесённого оскорбления;

- правила и порядок выработки секундантами соглашения между противниками;

- организацию самого поединка;

- обязанности и права секундантов и дуэлянтов;

- разновидности дуэлей на шпагах и пистолетах;

- наказания за нарушения условий поединка.

На Кавказе, где шла война, дуэли происходили на более суровых условиях, а мелкие формальности соблюдались не столь строго, как в столице.

Кодекс и обычаи гласили: противники обязаны беспрекословно подчиняться всем приказаниям секундантов, а те должны неукоснительно придерживаться выработанных ими же условий поединка.

Условия поединка Мартынова и Лермонтова

Вот что сказал Васильчиков об условиях дуэли:

- "Об условиях, стрелять ли вместе или один после другого, не было сказано,

- по данному знаку сходиться - каждый имел право стрелять, когда заблагорассудится"

Мартынов на вопросы следствия отвечал:

- "1-е - каждый имеет право стрелять, когда ему будет угодно, стоя на месте или подходя к барьеру,

- 2-е - осечки должны были считаться за выстрелы,

- 3-е - после первого промаха противник имел право вызвать выстрелившего на барьер,

- 4-е - более трёх выстрелов с каждой стороны не было допущено..."

Последний пункт говорил, что поединок мог возобновляться на прежних условиях до трёх раз.

Условия жёсткие, в частности:

- секунданты должны были фиксировать помежуток времени - не более 10-15 сек. между счётом "два" и "три", когда дуэлянтам можно было стрелять;

- секундантам никоим образом не подавать заранее не оговорённых команд;

- противники не имели права стрелять ни на секунду раньше счёта "два" или секундой позже команды "три", после которой дуэль прекращалась безоговорочно или же возобновлялась на прежних условиях.

Дуэль

"Сходись!" - крикнул Глебов. Мартынов пошёл быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов остался неподвижен. Взведя курок, он поднял пистолет дулом вверх, заслоняя правый бок согнутой рукой и локтем, по всем правилам опытного дуэлянта.

"Раз!..Два!..Три!.." - считал Глебов.

Мартынов уже стоял у барьера, продолжая целиться. Он медлил, видя, что Лермонтов явно не желает стрелять в него (может, в тот момент поэт вспоминал, как ответил на намёк одного из товарищей о том, что не намерен же, конечно, он убивать Мартынова: "Стану я стрелять в такого дурака", - совсем не думая, что уже были сочтены его собственные минуты...).

Прозвучала команда "Три!" Всё. По соглашению дуэль закончена! Лицо поэта приняло обычное презрительное выражение, и он, не трогаясь с места, вытянул руку вверх, по-прежнему направляя кверху дуло пистолета.

В это маленькое мгновение, под напряжением момента, в ход поединка вмешивается Столыпин. "Стреляйте же! - закричал он. - Или я вас разведу!"

Лермонтов молниеносно разряжает пистолет в воздух. Следом гремит выстрел Мартынова, и поэт падает! В правом боку дымится рана, в левом сочится кровь.

Мартынов срывается с места, подбегает к Лермонтову: "Миша, прости меня!"

Экспертиза тела убитого, которую сутки спустя провёл врач И.Барклай -де-Толли, подтвердила, что выстрел Мартынова застал Лермонтова стоящим с высоко поднятой вверх правой рукой.

По кодексу запрещалось делать именно то, что совершил близкий друг поэта А.Столыпин-Монго. Что его подвергло к этому внезапному крику?.. Поступок Столыпина квалифицировался как бесчестный, и все они вместе становились соучастниками совершённого Мартыновым изменнического убийства.

Когда Столыпин преступно (именно так теперь следует трактовать его деяние) нарушил дуэльное соглашение, Лермонтов, зная, что поединок после счёта "три" прервался, с полным правом и по долгу совести выстрелил в воздух, красноречиво дав понять всем, что инцидент исчерпан.

Поэт не мог поступить иначе, потому что "гений и злодейство две вещи несовместные" (А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери").

Сегодня все эти тонкости дуэльного права и чести представляются странными, где-то непонятными, но в XIX в. рассматривались со всей серьёзностью.

Дуэльный кодекс накладывал строжайший запрет на первый выстрел в воздух. Нарушитель расценивался как уклоняющийся от дуэли и карался беспощадно. После формального окончания поединка (после счёта "три!") выстрел в воздух не считался нарушением, а ответный выстрел считался преступным. Лермонтов действовал строго по правилам, а Мартынов и секунданты - нет.

Двойное преступление:

- необдуманные, не оговорённые условиями слова Столыпина ;

- выстрел Мартынова после формального окончания дуэли.

Оно стало на долгие-долгие годы общей для секундантов и Н. Мартынова тайной убийства

М.Ю.Лермонтова!

(Статья основана на биографическом очерке А. М. Скабичевского "М.Ю.Лермонтов. Его жизнь и литературная деятельность").

Понравилось? Подписывайтесь на канал!

Вы узнаете ещё много интересного и загадочного о мире русского языка и литературы!