Венгерский городок Штурово в Словакии

Текст написан в феврале 2018 года под впечатлением от первой поездки на север Венгрии.

Небольшой городок на границе Словакии и Венгрии – Štúrovo (Штурово), по-венгерски Párkány (Паркань), определенно начинает обрастать для нас собственной мифологией.

В январе прошлого года, завершая трехнедельный трип по Европе, мы решили усложнить себе путь домой и отправились из Будапешта в Братиславу не напрямую, а небольшой петлей, через первую столицу Венгерского королевства – город Эстергом. Эстергом определенно заслуживает отдельного рассказа, но сейчас не о нем.

Через Дунай венгерский Эстергом и словацкий Штурово соединяет мост, по середине которого проходит граница государств (как и вдоль всего Дуная).

Граница. Эту часть пути мы проделали пешком, дальше на поезде
Граница. Эту часть пути мы проделали пешком, дальше на поезде

Мост Марии-Валерии был построен в конце 19-го века и был назван именем дочери тогдашнего императора (Франца Иосифа). В конце II Мировой Войны мост был взорван отступающими немцами и восстановлен только в 2001 году.

Эти и другие не маловажные, но вызывающие легкую зевоту, факты легко найти в интернете. Там же фото и видео местного ландшафта, но, разумеется, лучше один раз побывать самому, чем сотни раз увидеть с экрана.

В Будапеште тоже есть прекрасные мосты через Дунай – старые, величественные, функциональные. Но зачастую обилие машин, общественного транспорта и туристов отвлекает... Здесь же ничто не мешает оценить микс инженерного гения человека и величие одной из главных рек Европы.

Но и мы не будем отвлекаться... В этот аномально холодный для Европы январь 2017 нам особенно "повезло" – даже Дунай местами сковало льдом. Говорят, такое случается не каждый год, а если верить источникам, один раз в 20 лет. Порядком усталые, груженые «салями», «токайским» и прочими хунгариками, мы пересекали границу государств уже в темноте и периодически останавливались на мосту-корабле, вглядываясь в черную бездну за перилами.

Редкие машины и дерганый отблеск фар возвращали сознание в реальный мир, вырывая его из какой-то другой космической реальности, откуда-то снизу, где далеко внизу несется нескончаемый поток серых льдин.

Льдины крошатся и трещат, ломаясь друг о друга на пути из Австрии, через Братиславу, Будапешт и далее на юг в Хорватию, Сербию. Из-за сильного течения кажется, что это не потоки воды несут льдины, а мы, стоя на мосту, как на корабле, летим куда-то над серой шуршащей поверхностью. Незабываемое впечатление!

Добравшись до словацкой стороны, мы вернулись во власть более прозаичных желаний – поесть, выпить, согреться и не опоздать на поезд до Братиславы.

Расстояние от моста до вокзала около 4-5 километров и, чтобы оценить ситуацию с общественным транспортом, мы напали с расспросами на единственную встречную нам местную бабульки (на словацком! ведь мы уже в Словакии). В ответ мы получили малопонятные фразы из неизвестного языка (очевидно, это был венгерский), из которых поняли только отдельные обрывки: "Нинч бус. Такси, такси!"

Тогда мы еще не знали, что население словацкого города в основном состоит из этнических венгров, и, несмотря на официальные границы государств, выбирая из двух языков – венгерского и словацкого (особенно если оба одинаково не знаешь), в Штурово лучше использовать венгерский.

Как вызвать такси в этой дыре мы тоже не знали. Телефоны на морозе моментально разрядились, и, сориентировавшись по дорожным знакам, мы решили идти по главной дороге города, надеясь, что в худшем случае через полчаса-час выйдем по ней к вокзалу, про худший вариант развития события думать не было сил...

К счастью, уже через 200 метров мы заметили паб и устремились к его дверям; за приветливо мерцающей вывеской «Green Pub» нас ждало пиво, хот-доги, прокуренный зал и приветливый англоговорящий бармен. Пиво было отличное (около 20 чешских, немецких и бельгийских сортов), хот-доги горячие, зал прокуренный, а атмосфера дружелюбная. Как именно устроено словацкое законодательство, что в некоторых заведениях можно курить, мы не разобрались.

Бармен подарил на память значки и предупредил таксиста, что мы рискуем опоздать на поезд – водила с бешеной скоростью погнал машину через пустынный городок, через заснеженное поле, и мы были несказанно рады, что нам не пришлось проделать этот путь пешком.

Успеть на поезд (хорошо, что билеты были куплены заранее!) было даже немного жаль... Тепло и уют мерцающих ламп в коридоре и полупустые сидячие купе ни в какое сравнение не шли с уютом покинутого паба, а в голове крутилась мысль: "Сложится ли в моей жизни еще когда-нибудь побывать в маленьком Штурово, чтобы увидеть мост и Дунай на границе Венгрии и Словакии, еще раз выпить пива и поблагодарить бармена. Чтобы сказать ему, что мы таки успели?..."

«Green Pub» Pri starej pošte / Sobieskeho 8
«Green Pub» Pri starej pošte / Sobieskeho 8

В нынешнем 18-ом году Будапешт уже наш дом и мы можем повторить прошлогодний маршрут налегке, при свете дня и без щемящьего чувства скорого окончания отпуска и приключений.

За пару дней до новой поездки, Сережа наткнулся в сети на интересный проект – арт-резиденцию «Bridge Guard» в Штурово. Об этом проекте и других нами обнаруженных интересных местах Штурово/Эстергом читайте в следующем посте.

Я в других соцсетях:

Инстаграм

Telegram-канал

YOUTUBE-канал