Что такое воспитание и развитие личности школьника

15.05.2018

Вы знаете, что такое воспитание и развитие личности школьника? А что развитие личности связано с развитием самосознания ребенка? То есть, с созданием образа себя. Когда человек ищет свое место в мире, чтобы гармонично вписаться в него. Чтобы развивать себя, свои таланты и способности, и тем самым развивать мир. Самосознание напрямую связано с творческим интересом к миру, желанием проеобразовывать и улучшать его.

Если это природное желание у школьника пропадает или отсутствует, его не интересует мир, он старается убежать в виртуальную реальность или в наркотики – это свидетельствует о серьезных проблемах развития его эмоциональной сферы и требует срочного принятия мер.

Наркотики вместо воспитания

По данным современных исследований, наркотики в школе — одна из самых больных проблем. По данным Санкт-Петербургского института социологии РАН, почти 70% старшеклассников питерских школ пробовали наркотики. Их них 15% сидят на игле постоянно. При этом наблюдается стойкая тенденция к омоложению наркоманов. Сегодня знакомиться со смертоносным зельем дети начинают в возрасте 11-12 лет.

Если послушать специалистов, то практически каждый ребенок обречен стать наркоманом. По словам бывшего главного нарколога города, директора центра профилактики наркомании Института им. Р. Валленберга Леонида Шпилени, интерес к наркотикам в подростковом возрасте может быть спровоцирован искусственным вскармливанием в младенчестве, гиперопекой со стороны родителей или, наоборот, холодностью семейных отношений. И даже частым использованием памперсов: подросток, который в детстве мало сидел на горшке, плохо умеет расслабляться, релаксировать и компенсирует это с помощью наркотиков.

При этом очевидно, что большинству нынешних школ просто нечего противопоставить разноцветному миру глюков, которым соблазняют детей наркодельцы.

Рассмотрение причин употребления наркотических и токсических веществ сводятся к следующим:

(По материалам сайтов http://www.medpeterburg.ru и http://www.narkotiki.by).

  • Главная причина наркомании среди подростков — недостаток любви и душевного тепла. Со свободным временем у всех нас проблема, причем, именно с тем временем, которое следовало бы посвятить ребенку. Поэтому, дорогие мамы и папы, обратите внимание на своего ребенка. Он родился для любви — вашей любви! И если вы пытаетесь заменить ее дорогой няней, шикарными «игрушками» или просто деньгами, будьте готовы — когда-то он сам отправится на поиски «заменителей». И возможно, это будет путешествие в один конец.
  • Эксперимент над сознанием, попытка расширить границы рационального. Эта мотивация характерна для интеллектуальной молодежи.
  • Любопытство. Почти все подростки пробуют алкоголь или наркотики. Экспериментирование является первой из четырех стадий развития наркотической зависимости. За экспериментированием обычно следует спорадическое употребление, реже чем раз в неделю, потом — регулярное употребление, финальной стадией является развитие зависимости.
  • Нажим со стороны ровесников. Обычно среди друзей есть такие, кто употребляет наркотики. Их давлению противостоять достаточно сложно.
  • Бунтарство. Иногда употребление наркотиков является формой выражения протеста против ценностей, исповедуемых родителями или насаждаемых в обществе.
  • Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Когда отношение к жизни основано на эгоизме, нет чувства ответственности перед собой и обществом. Подростки очень часто имеют весьма высокий уровень притязаний, не обладая при этом необходимой дисциплинированностью и не представляя себе, что нужно для достижения честолюбивых целей.
  • Отсутствие мотивации. У некоторых подростков отсутствует интерес к каким-либо занятиям, вещам, событиям. Они равнодушны к школе и не имеют никаких увлечений. Они живут сегодняшним днем, не проявляют интереса к будущему, какие-либо личные достижения не имеют для них ценности.
  • Серьезные внутренние конфликты. Субъективное ощущение несчастья, неудовлетворенность, депрессия, тревога, скука, неуверенность в себе. Эти симптомы весьма характерны для тех, у кого низкая самооценка и кто других считает лучше себя. Они несчастны дома, часто ощущают отчужденность, изоляцию в семье.
  • Проблемы социализации. Подростки, имеющие проблемы социализации, трудно вступающие в общение, обычно поддерживают самые поверхностные приятельские отношения с ровесниками, у них мало друзей, нет близкого друга. Часто они чувствуют себя изолированными, находясь среди ровесников. Они не ладят с учителями, у них плохие отношения в семье, непрестанные столкновения с близкими и родственниками.
  • Проблемы неуверенности в себе. Люди, имеющие низкую самооценку, часто ощущают незащищенность, страдают отсутствием уверенности в себе. На этой почве может развиться пристрастие к алкоголю и наркотикам.
  • Желание расширить круг общения и повысить свою популярность. Некоторые подростки, испытывающие трудности во взаимодействии с ровесниками или с противоположным полом, полагают, что наркотики действуют раскрепощающе и облегчают общение.
  • Стремление побороть депрессию. Некоторые используют наркотики или алкоголь в порядке самолечения. В центре их эмоциональных трудностей — депрессия, ощущение безнадежности, несчастья. Наркотики приносят временное облегчение этих симптомов.

Смена идеалов

В чем же состоит профилактика, кроме само собой разумеющегося уважения и бережного отношения к Личности подростка? Схема действия наркотиков такая же, как и виртуальных игр с одним только «но»: привыкание здесь идет гораздо быстрее, эффект – мощнее, а «слезть» практически невозможно … К тому же, распространители так следят за своими потребителями, что выйти «сухим из воды» не представляется никакой возможности.

Поначалу взаимоотношения в иллюзорном мире нравятся подростку – ему кажется, что именно такого он искал всю жизнь: если ему плохо и нет средств, то новые «друзья» обязательно выручат его и бесплатно «угостят» травкой, поддержат, посочувствуют. Общеизвестно, что наркоманы видят друг друга издалека и всегда готовы помочь незнакомому другу. Подойдя к незнакомому собрату на улице, подросток запросто может попросить у него денег взаймы. Для новичка уже это может стать переворотом в его жизни, ведь в таких взаимоотношениях между незнакомыми людьми он видит идеальное устройство мира.

Дальше – больше. Если у подростка на руках умирает наркоман со стажем, то подросток может почувствовать, что он находится на скорбном, но истинном пути: человек погиб из-за идиотского общества и теперь он в другом, более светлом, мире, где ему ничего не грозит. Переживание смерти может быть чуть ли не самым ярким моментом в жизни начинающего наркомана. Уж, по крайней мере, смерть не пугает и не отталкивает. Только в исключительных случаях бывает наоборот.

Так вот: подросток бежит к идеалам, он идеалист, он не хочет реалий настоящей жизни.

О чем это может говорить педагогу?

Мы должны начинать с себя. Ведь мы больше умеем, знаем, мы видели множество проявлений этого мира и знаем, куда ведут дороги. Поэтому мы должны поступать так, чтобы ребенок мог, подражая нам, переживать глубокую осмысленность, истинность мира. Человеку свойственно стремление к истине – будь то в познании или вообще. Теперь мы должны обращаться с подростком как с равным, быть ему товарищем и другом, прислушиваться к его мнению, интересоваться его мыслями в том или ином вопросе.

У подростка появляется свое собственное мнение и суждение. Наша задача – мягко корректировать свойственную этому возрасту категоричность и ни в коем случае не сковывать подростка запретами и насмешками. Если в предыдущие годы нам удалось быть хорошими воспитателями, то ребенок будет рад своему новому положению, и рад видеть в нас старших и более мудрых товарищей. Будет рад доверять нам.

Перед ним встают сложные задачи поиска себя в мире, поиска своего счастья и своего предназначения. Подросток хочет быть взрослым: деловым и независимым, свободным и творческим. Хочет также быть успешным. Он осознал и пережил свое Я и теперь стремится выразить свое Я в мире – он стремится сделать это своим, уникальным путем.

Он чувствует, что он «не такой, как все», и у него есть своя жизненная задача, которую еще предстоит отыскать и осуществить. Однако, слишком сильное стремление к осуществлению своего я, противопоставляемое другим «Я», столь же опасно, как и подавление личности. Оно приводит к эгоизму и самолюбованию собственной исключительностью. Согласитесь, человек, который презирает остальные «я» — недочеловек. Такое уже было в современной истории.

Поэтому, грандиозной задачей в этом возрасте становится поиск своего индивидуального, свободного «я» в сообществе таких же свободных индивидуальностей. Это и есть самосознание, желание творческого преобразования мира в сообществе уникальных личностей (ведь каждый человек уникален). Такой настрой формирует картину мира, которая затем становится индивидуальным мировоззрением человека.

Пожалуй, каждому подростку так или иначе необходимо пережить, что сознание своей исключительности ведет к эгоизму и многим страданиям, а сознание себя как «винтика» в гигантской машине ведет к рабству и подавленности. Подросток должен найти срединный путь – и это совсем не простая задача! Благо, что человек ищет этого пути, и хорошим подспорьем здесь становится социальная активность, направленная во вне.

Потребности подростка

Академик П.В. Симонов в своих трудах «Мотивированный мозг» и других структурировал основные потребности человека. Согласно предложенной им структуре, человек имеет 3 большие группы потребностей:

— витальные – пища, вода, сон и т.п.;

— социальные – потребность принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, быть объектом уважения, внимания и любви окружающих;

— и идеальные (духовные) – познание окружающего мира и своего места в нем, познание смысла своего существования.

При угрозе неудовлетворения этих потребностей, возникает тревога, порождающая раздражение, тоску, депрессии, апатию, которые зачастую могут привести к суициду. Социальные и идеальные потребности начинают проявляться в человеке начиная с подросткового периода и постепенно становятся доминирующими. Подростки и сами готовы сотрудничать со взрослыми, если взрослые способны направить их в созвучное их потребностям русло.

При этом, конечно же, любая деятельность, проводимая с подростками, должна соответствовать их возрастным особенностям: лекциями о социальной значимости их не заинтересовать. Все должно быть практическим, живым, не надуманным, а возникшим из реальной жизни.

К примеру, подростки легко соглашаются на любые социальные проекты, волонтерство, социальные флешмобы, — ведь они чувствуют потребность в этом, видят в них нечто неизведанное, поначалу просто забавное. Несколько позже понимают значимость творимого ими мира.

Поверьте, дорогие родители и педагоги, что вы ничуть не обеднеете, а, скорее, наоборот, обогатитесь, если на этом жизненном этапе ваш ребенок займется своего рода «благотворительностью»: проявит желание что-нибудь организовать или поучаствовать в каком-либо социальном проекте совершенно бесплатно, да еще и вкладывая какие-то свои скромные средства или материалы. Такая благотворительность невероятно живительна для жизни души ребенка: она учит его бескорыстию и заботе о людях. Зарабатывать же деньги он и без того научится.

Ведь именно сейчас молодые люди способны сами вдруг договориться и пойти в городской дом престарелых, чтобы пообщаться с одинокими пенсионерами, устроить вечер песни под гитару для ветеранов… Или же, изведя целую пачку бумаги для офисной техники, вырезать бумажных журавликов и дарить их всем встречным прохожим. Если этого в жизни ребенка нет, то это стоит придумать! Конечно же, для начала требуется, чтобы ребенок очень захотел поучаствовать в этом проекте. И ни в коем случае не обещать ему за это никаких наград.  Наградой ему станет совершенно неизведанное чувство в душе – ощущение всечеловеческой радости и бескорыстного поступка.

А если такой возможности, такой альтернативы нет, то найдутся наркотики. Это аксиома.

Развитие фантазии – залог созидательной энергии

Вы замечали, что негатива среди подростков становится гораздо больше? А все дело в том, что конструктивная творческая молодежная энергия развивается из богатой детской фантазии, деструктивная – из ее отсутствия. А ведь подростку свойственно находить много места для живого юмора, и это прекрасное чувство! Человек со здоровым чувством юмора всегда найдет, как смешно говорить о серьезном и серьезно говорить о смешном. Это позволяет по-другому, качественно, пережить чувство ответственности, ведь ответственность не там, где ее требуют, а там, где ее не требуют, и она возникает как потребность души и сердца.

Одна группа подростков, после городского дня молодежи, собралась ночью на центральной площади города, где остались после праздника целые горы мусора. Вооружившись скотчем, молодые люди соорудили из всего имеющегося огромное мусорное чучело с человеческой фигурой, и спокойно разошлись по домам. Их провокационное чучело стало прообразом всей современной молодежи, радующейся безыдейным праздникам. Но в душах горстки этих подростков свершилось что-то важное.

В этом возрасте свойственен протест, и он не заставит себя ждать. Вопрос в том, на что направлен этот протест и как он выражается: конструктивно (созидательно) или деструктивно (разрушительно). Будет ли это «война всех против всех», война без правил, или обнажение имеющихся брешей.

Что такое развитие личности школьника

Некоторые педагоги скажут нам, что при грамотно организованной работе, молодые люди готовы открыть себя миру, и открыть для себя мир – и будут правы.

Ведь в этом возрасте подростки весьма философичны. Ребенок готов исписать целую кипу бумаги, чтобы поискать по заданию педагога ответ на вопросы «Что есть доверие? Любовь? Дружба?». Здесь взрослый не оценивает, он – равный участник. Он лишь мягко направляет течение, отталкиваясь от вопросов и поисков молодых людей. Пожалуй, было бы неплохо организовать таким образом и обучение в старшей ступени школы.

В этом возрасте подростки весьма религиозны. Они ищут познания об устройстве мира и управлении своей собственной судьбой. Для них не существует конфессиональных преград и догматики официальной церкви. Они хотят понять мир как он есть на самом деле. И размышления о добре и зле, божественном и ложном перемежаются с собственным опытом, с поиском любви и счастья, с познанием своей и общечеловеческой природы, с законами построения мира.

Социальные связи и закономерности познаются также не из учебников, поэтому подростков привлекают любые формы социального общежития. К примеру, если есть возможность всем классом съездить на несколько дней в поход, в образовательную поездку в другой город, или даже пожить пару дней в монастыре, то там, помимо общего содержания выезда, происходит множество социально-значимых моментов. В любой группе найдется человек, забывший ложку или тарелку, или что-нибудь в этом роде. И вот оно — социальное искусство, не созданное специально, а возникшее из жизни. Что этому человеку скажет класс? — “Сам дурак! Поешь, если что-нибудь останется”, или кто-то предложит свой столовый прибор? Или…

На такие моменты стоит обращать внимание и сознание ребят, ведь в этих ситуациях подростки социально растут, а значит растет и самосознание и личность.

Нынешняя эпоха должна быть согрета силами сердца. Это как бы предвидел Антуан де Сент Экзюпери: “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь”. Мысли сердцем! – Вот достойное воззвание для современной молодежи.

Как общаться, чтобы дети нас понимали и слышали?

И наша педагогическая задача —  предлагать подростку достойную пищу для души и духа, ставить перед ним сложные, неоднозначные вопросы. Не стоит думать, что это слишком тяжелое бремя для ребенка. В этот период чем тяжелее вопрос – тем более он развивает моральные силы молодого человека.

Но здесь есть и своя опасность, ведь мы не можем сказать ему: “а ну-ка, подумай над тем, как…”. Вопрос должен быть задан своевременно, чтобы он попал в точку. И ни в коем случае не предлагать готовых ответов! Не предлагать и таких ответов, когда молодым человеком еще не был задан вопрос, так сказать, превентивно… Это все расслабляет, уводит подростка от необходимого ему ощущения поиска. Грандиозным терпением и выдержкой должны обладать мы, чтобы не высказать раньше времени то, что у нас частенько крутится на кончике языка – готовый ответ на незаданный еще вопрос. Иногда годами приходится ждать соответствующего вопроса, но это того стоит.

Ведь вопрос – он как ключ к двери. Подросток задает вопрос и получает ключ. Ключ, а не дверь! С помощью этого ключа ему предстоит еще и дверь отыскать и отворить ее. Отворяя же перед ним без надобности все двери, мы лишаем его интереса и порождаем вообще нежелание исследовать тот или иной вопрос.

Не менее важным в этом возрасте, кроме познания себя и мира, становится поиск сферы профессиональных интересов, так называемая «профориентация». Родители уже с 9 класса, а многочисленные родственники и знакомые и того раньше, все допытываются у ребенка, кем же он хочет стать.

Потрясающе точно сказал поэт: “Не кем, но какими?”. Действительно, в рамках абсолютно любой профессии можно либо реализоваться, либо не реализоваться. До сих пор в моде специальность «юриспруденция», но сколько бездарностей она ежегодно производит! И совсем не модная профессия учителя, но скольким гениям  она дала приют и начало профессионального пути!

Миллионы бесталанных политиков, экономистов, но и миллионы талантливых врачей, швей и даже поваров! Ведь это на самом деле не так важно, куда пойти учиться. Куда важнее стать хорошим специалистом в своей области, Профессионалом с большой буквы, который любит свое дело и успешен в нем.

Говоря о старшеклассниках, следует сказать то, что бросается в глаза:  они редко осознают свое профессиональное предназначение. Некоторые лишь предчувствуют его. Взрослый человек, конечно, если он обладает доверием своего ребенка, может помочь ему разобраться в этих сложных вещах.

На нашем курсе «Вопросы воспитания» мы персонально отрабатываем различные педагогические ситуации с подростками. Приходите: http://aksioma-online.ru/2018/03/20/voprosy-vospitaniya/