О начале футбольного и тренерского пути Яапа Стама
Знаменитые кампенарцы
Родиться в Кампене – пожалуй, сомнительное удовольствие. Город старинный, ганзейский. Но с очень неоднозначной репутацией. Город дураков. Ну, или очень специфических жителей. Такой своеобразный голландский аналог болгарского Габрово. Или английского Готема, знаменитого своими "мудрецами".
Историям о глупости кампенарцев много веков. Одна из самых старых – про корову. В вольном пересказе звучит она так. Однажды горожане решили построить высокую башню. Она и по сей день называется «Новой». Не «Газпром-Арена», конечно, но денег завершить строительство не хватило. Прошло время, на верхних ярусах зазеленела трава. «Что добру пропадать!», - смекнули местные. Взяли корову мэра, накинули ей веревку на шею и давай поднимать на верх. Дескать, пусть поест свежей травки. Пока поднимали, корова, предвидя неладное, мычала. Кто-то из толпы воскликнул: «Глядите, какой у нее аппетит. Уже и язык высунула».
Доподлинно неизвестно, выжила та скотина или нет. А вот память о ней сохранилась. На площади у Новой башни стоит монумент в честь той несчастной коровы. А вокруг памятника, на брусчатой площади (ранее площадь называлась Koeplein, т.е. "коровья площадь", сейчас называется Oude Raadhuisplein).
Один из камней принадлежит Яапу Стаму, «Скале из Кампена», как его прозвали в годы выступления в Нидерландах. Легендарный голландский защитник получил собственную плитку в 2006 году. Его имя можно найти между Йоханом Колффом (изобретателем искусственной почки) и Клаасом Схилдером (профессором теологии).
Выбор пути
Якоб Стам родился 17 июля 1972 года. В семье уже было три девочки (Берта, Бетси и Анита), и отец семейства Геррит Стам безусловно обрадовался появлению пацана. По-своему была рада и вся женская часть. Со своим младшим братиком сестры с удовольствием и подолгу возились. Но однажды Геррит Стам сказал: «Хватит делать из нашего Япи еще одну девчонку».
Отец Стама работал плотником на стройке и до 41 года выступал за любительскую футбольную команду из Эйссельмюйдена. «Когда мы расписались с Анной (матерью Яапа – прим. автора), я ей сказал: суббота для футбола. И это не обсуждается». Неудивительно, что и маленький Япи быстро приобщился к футболу. В семь лет он попал в детскую команду клуба DOS. И со всей фанатичностью отдался этой игре.
«Яап всегда был занят только футболом», – вспоминает Геррит Стам. «Со своим лучшим другом Генри (Генри ван дер Вехгт – в 1998-2002 выступал за «Удинезе», после завершения футбольной карьеры работал технический директором в клубах «Зволле», «Ваалвейк», «Виллем II», «Камбюр», а сейчас тренирует молодежную команду «Зволле» – прим. автора) они гоняли мяч здесь на поле, на школьной площадке. А по воскресеньям перебирались на пустые поля в DOS».
Что-то делать по воскресеньям считалось в городе смертным грехом. «Мы конечно были не столь набожны, но Кампен традиционно является оплотом протестантов. В течение недели мне говорили, что Яапа видели на полях DOS в воскресенье, и что я должен выгонять его оттуда. Но это не помогало, парни всегда возвращались. Да и мне хотелось, чтобы он играл там в футбол, а не торчал где-нибудь в городе».
Геррит считает, что Яап не был трудным ребенком. «Если он делал что-то не так, то сам прекрасно это знал, и мне не нужно было его дополнительно наказывать. Но одно правило у нас было очень строгим: пока не сделано домашнее задание, никакого футбола».
Самым тяжелым испытанием в детстве Яапи оказался перелом ноги. Настолько невыносима была жизнь без футбола. Другая проблема – рост мальчика. Сейчас в это сложно поверить, но долгое время Яапи оставался невысоким. Большего потенциала в нем никто не видел. И даже когда Яапа позвали в «Зволле» (тогда эта команда выступала в Первом дивизионе), многие кампенарцы были уверены: «Через год он вернется».
Техничный и выносливый
Генри ван дер Вехгт и Яап Стам были неразлучны в детстве. Они практически вместе перешли в профессиональный футбол. Потенциал в юношах разглядел Тео де Йонг. Но сперва из DOS в «Зволле» он забрал Генри ван дер Вехгта. Геррит Стам своего сына не отпустил. В семье считали, что сперва необходимо закончить образование. Да и вообще, думали, что другая страсть сына – электрика – будет более перспективной в жизни. Позже друзья снова воссоединятся в клубе «Виллем II».
«Мы играли вместе с самого детства», – вспоминает ван дер Вехгт. «Нас всегда было трое: Яап, мяч и я. Где был я, там же был и он. Семь дней в неделю мы играли в футбол. Мы были настолько фанатичны, что, если один опаздывал на две минуты, другой уже направлялся на футбольное поле. Среди сверстников мы всегда были самыми маленькими в команде. Вы вряд ли можете представить это сейчас, но посмотрите на старые фотографии».
Недостаток роста друзья должны были компенсировать другими навыками. В своем круге оба считались техничными футболистами. «Все знают Яапа как большого крепкого и сильного защитника, но у него также есть очень хорошая техника; это многие недооценивают».
Я никогда не забуду, как в «Манчестер Юнайтед» я прошел на дриблинге в центре поля. Я тогда только что приехал, и услышал крик на линии: «Да, какого черта ты делаешь!» Это был тренер, Алекс Фергюсон. Ретвит
И конечно же в то время Яап Стам уже обладал феноменальной выносливостью. «Однажды мы участвовали в чемпионате по кроссу среди юниоров. Я неплохо бегал. Но Яап был быстрее. Он ведь был чемпионом. В одном забеге он лидировал, а я шел четвертым. Вдруг я увидел его перед собой. Он спросил меня: «Ну, ты где, чувак?» Я сказал ему, чтобы он не ждал меня. Тогда он догнал остальных и выиграл гонку. Из четырех субботних забегов, в которых мы участвовали, Яап побеждал в трех. Феноменально!»
Геррит Крахгт работал тренером юниорских команд в DOS. Консультант по продажам ABN-AMRO в Амстердаме, он опекал Стама и ван дер Вехгта в течение трех лет. Взрослая команда Кампена каждый сезон пополнялась талантами из молодежки. Одним из которых был Джеральд ван ден Бельт, в 2005 - 2009 гг работавший управляющим директором в «Зволле», а до этого отыгравший в клубе шесть лет на позиции нападающего. Вспоминает Геррит Крахгт: «Это была особенная группа футболистов. На самом деле, эти ребята добились хороших результатов. А все потому, что они были увлечены. Они играли в футбол всегда и везде. Их уровень был очень высоким».
«На тренировках мы занимались по методике Вила Курвера (Вил Курвер - голландский футболист и тренер, разработавший методику развития индивидуальных навыков; по "Методу Курвера" занимались такие звезды, как ван Нистелрой, Арьен Роббен, Рональду - прим. автора), но вносили и кое-что свое. Яап был хорош, он учился очень быстро. А в дальнейшем желание исходило и от самих мальчиков. Мы играли в межрегиональных матчах с такими известными игроками, как Марк Овермарс. Иногда это было трудно. Но я считаю, что победа не столь важна. Для меня гораздо важнее, чтобы мальчики развивались и получали удовольствие. Позже, уже в молодежной команде, они получили менталитет победителя от тренера Геррита Поста».
Когда мальчишки не играли в футбол, они бегали, или катались на коньках или изобретали что-то еще. «Поскольку мы сами были энтузиастами, то всегда занимались с этими непоседами. Если был снег, мы устраивали снежные баталии. Это было похоже на большую семью, это то, что присуще нашему клубу DOS Kampen. Яапи приглашал меня на свою свадьбу, и я уверен, что он будет поддерживать связь с клубом».
«Когда Яап играл правого защитника в «Зволле», я наблюдал за ним на тренировках, и знал, что он будет лучше, чем Берри ван Аерле, который в то время выступал за сборную Голландии». Ретвит
Абе и Бригель
Обладавший стильной техникой ван дер Вехгт получил прозвище «Абе». В честь Абе Ленстры, самого знаменитого фризского футболиста. Стама прозвали «Бригелем» за его физику, самоотверженность и несгибаемый характер в честь защитника сборной Германии Ганса-Питера Бригеля. Это звучит безумно, потому что Стам всегда был самым маленьким в команде, но Яапи превратился в Яапа внезапно. Всего за каких-то три месяца.
Вспоминает ван дер Вехгт: «Я перешел в «Зволле» на год раньше, чем он. Как-то после тренировки я проходил мимо молодежной команды, которая занималась рядом. Там я увидел очень здорового парня. Я подумал, что это какой-то новичок. А это оказался Яап. Всего за каких-то три месяца он превратился в огромного палача. Можно было бы подумать, что это сделали гормоны. Но в действительности это была курица и судак. Когда Яап играл правого защитника в «Зволле» я наблюдал за ним на тренировках, и знал, что он будет лучше, чем Берри ван Аерле, который в то время выступал за сборную Голландии. Признаюсь, я никогда не видел таких массивных бедер, как у Яапа. После первой половины сезона в «Зволле», когда ему было девятнадцать лет, он мог поехать в «Шеффилд Уэнсдей». Но тогда он чувствовал себя слишком молодым и неопытным для такого шага».
Пророчество партнера
Ханс ван Дейкхюйзен играл в течение двух с половиной сезонов со Стамом в первой команде DOS. Как-то в 1990 году его, еще 22-летнего футболиста, попросили составить для клубного журнала сборную мира. Ван Дейкхюйзен предложил такой вариант. В атаке Марко ван Бастен и Ромарио, позади них Диего Марадона. В центре поля – Вальдо, Рууд Гуллит и Лотар Маттеус. На воротах – Вальтер Дзенга. В линии защиты Андреас Бреме, Франко Барези, Франк Райкард и ... Яап Стам на правом фланге.
«Конечно, я никогда не мог подумать, что у Яапи будет такая карьера, но когда он играл с нами я считал, что-то в нем есть», – вспоминает бывший партнер Стама в DOS, а ныне учитель физкультуры и скаут ван Дейкхюйзен. «Хорошо помню, как я сидел в раздевалке рядом с ним и смотрел на его огромные мускулистые ноги, потом взглянул на свои. И понял, какая колоссальная разница».
В 2006 году, работая скаутом «Зволле», ван Дейкхюйзен повстречал Стама на игре молодежных команд «Аякса» и «Виллем II». На тот момент Яап был капитаном амстердамского клуба. Игроки первой команды практически все были на матче. «В перерыве мы выпили по чашечке кофе, а второй тайм смотрели вместе. «Я вижу этих мальчиков каждый день», - начал по-голландски Стам. А потом перешел на кампенарский диалект. В этом отношении он никогда не менялся. Он достиг много, поиграл в больших командах, и все же он остается Яапи. Вот что его украшает».
ВОЗВРАЩЕНИЕ
«Говорят, что Кампен стоит на краю света. Почти вне земного шара. Но для меня Кампен – это место, где я чувствую себя как дома. Это моя знакомая среда, где я люблю бывать. Кампен важен для меня».
Яап Стам в интервью Eindhoven Dagblad, 1997
Если спросить Стама, где он пережил самое прекрасное время, он выберет не древний Рима, не величавый Милан или свободолюбивый Амстердам, а основательный и простой Кампен.
Загляните в историю города на Эйсселе, и вы узнаете, что когда-то это был процветающий торговый центр. Кампен быстро рос и стремительно развивался: первое поселение здесь возникло около 1150 года, первое упоминание датируется 1227 годом, а городские права были получены в 1236. Экономическому расцвету способствовало выгодное расположение в устье Эйссела. В средние века Кампен был могущественным городом. Чтобы сохранить свое положение среди поднимающихся городов Голландии, Кампен вошел в Ганзейский союз (с 1441 года). В то время жизнь в городе бурлила, как никогда. Настоящий золотой век. Средневековый облик хорошо сохранился в центре города. До сих пор стоят средневековые ворота, а местами можно увидеть фрагменты крепостной стены. Сейчас в Кампене находится порядка 537 исторических сооружений и по этому показателю он входит в ТОП-15 городов в Нидерландах.
После завершения игровой карьеры Яап Стам поселился в Хонхорсте (Это примерно в 15 км к востоку от Зволле), но по-прежнему поддерживает тесные связи со своим родным городом. Генри ван дер Вехгт в интервью двенадцатилетней давности приветствовал возвращение своего друга детства и надеялся, что они еще поиграют в футбол. «Да, мне бы хотелось погонять с ним мяч», – говорил ван дер Вехгт. «Каждый год в DOS проходит ветеранский турнир, это действительно здорово. И каждый раз я думаю, смогу ли я снова сыграть. К сожалению, у меня слишком мало времени для этого. Но кто знает, может быть когда-нибудь. Я думаю, что было бы здорово снова поиграть с Яапом. Это было бы своего рода возвращением на круги своя».
Послесловие
Игровую карьеру Яап Стам завершил в октябре 2007 года. Тогда ему предлагали пройти ускоренные курсы в KNVB, чтобы получить тренерскую лицензию. Стам посчитал, что время еще не пришло. Потом оказалось, что это был последний ускоренный курс для экс-футболистов сборной Голландии. Франк де Бур и Филлип Коку этим шансом воспользовались. И уже во всю о себе заявили в Эредивизи. А вот Стаму пришлось учиться на тренера по полной программе.
«В 2007 году, когда я закончил играть, меня спросили, не хочу ли я пройти сокращенный курс. В то время у меня таких мыслей не было, но никто в KNVB не сказал мне, что это был последний раз, когда давали этот сокращенный курс. Вот почему я должен пройти весь процесс сейчас», – вспоминал Стам семь лет назад.
В 2009 году он вернулся в «Зволле». Сперва в должности одного из помощников в тренерском штабе. Параллельно Стам занимался с защитниками в команде Франка де Бура. В 2012 году знаменитый кампенарец возглавил молодежную команду «Зволле» и продолжил помогать Арту Лангелеру в первой. Затем последовало очередное возвращение в Амстердам. В 2014-2016 гг он тренировал молодежную команду «Аякса».
Первый опыт самостоятельной работы Яап Стам получил в Англии. С июля 2016 по март 2018 он возглавлял «Рединг» из Чемпионшипа. После увольнения вновь вернулся домой. А в декабре прошлого года его призвали спасать тонущий «Зволле».
В двух первых матчах 2019 года «Зволле» под руководством кампенарца одержал две победы. Над статусным «Фейеноордом» (3:1) и непредсказуемым «Хераклесом» (2:0). История тренера Стама еще только начинается.
Продолжение следует...