27. Вертикальная модель развития личности. Уровни Счастья.

Интереснейший мыслитель 20 века Альфред Коржибски, основатель теории Общей семантики, сформулировал очень популярное нынче утверждение - «Карта не есть территория». Этот модный МЕМ закрепляет в общем банальную идею, что никакая модель не является точным описанием объекта.

Но несмотря на это, для того чтобы ориентироваться на территории, карта необходима. Каждая карта - географическая, политическая, экономическая и пр. нужна для какого-то определенного контекста изучения территории. И чем больше разных карт и чем они более подробны, тем лучше мы сможем ориентироваться на территории.

«Территория», на которой мы пытаемся сориентироваться, т.е. объект нашего рассмотрения – Счастье. К сожалению готовых «карт», которые помогли бы нам ориентироваться в этом вопросе очень немного. На мой взгляд, наиболее практичной и полезной картой, описывающей территорию с названием "Счастье", является модель Вертикального развития.

Концепция вертикального развития впервые, в конце 30х годов 20 века, была сформулирована ныне почти забытым немецким философом Жаном Гебстером (Jean Gebser). Он выдвинул идею, что в своем развитии, как человечество в целом, так и отдельный человек проходит через определенные этапы, которые характеризуются радикальным изменением структуры сознания. От примитивных архаических форм недифференцированного сознания младенца, до совершенного полимодального интегрального сознания (этот термин впервые использовал именно Гебстер).

Не смотря на малую известность этого ученого, он предвосхитил бурное распространение разнообразных вертикальных систем развития во второй половине 20 века – от всем известной модели иерархии потребностей Маслоу, до комплексной интегральной карты AQAL (All Quadrant All Level) Кена Уилбера. Разнообразие моделей вертикального развития, построенных на общих принципах, позволяет изучать процесс развития человека в самых разных аспектах.

Одним из ученых, который внес наибольший вклад в окончательное оформление концепции вертикального развития, является выдающийся американский психолог Клер Уильям Грейвз. Он назвал свою концепцию «Теорией эмерджентных циклических уровней существования». В качестве основной характеристики развития Грейвз выбрал ценностные ориентиры личности. Эта теория, развитая и популяризированная учениками Грейвза - Крисом Кованом и Доном Беком, больше известна сейчас под названием Спиральная динамика. Модель Грейвза не только описывает поступательную смену уровней развития личности, которые характеризуются качественным изменение ценностных ориентиров людей по мере роста сложности их мышления, но и формулирует закономерности смены этапов этого развития.

Прежде всего Грейвз отмечает качественное отличие состояния и уровня. Состояние — это проявление определенных характеристик поведения. В то время как уровень – это способность воспроизводить эти состояния по собственной воле. То есть переход личности на определённый уровень развития, характеризуется способностью воспроизводить определенное состояние по собственному желанию, то есть формированием определенного навыка. Например, молодой начинающий менеджер может провести удачные переговоры с заказчиком, но это не значит, что любые переговоры будут приводить к успеху. Для этого он должен овладеть навыком ведения переговоров в совершенстве и перейти на соответствующий уровень. Другой пример можно привести на основании модели пирамиды Маслоу. Можно добиться успеха и признания в конкретной жизненной ситуации, например, победив в спортивном состязании. Но это не означает, что человек достиг уровня «признания достижений и уважения», в иерархии потребностей модели Маслоу. Для этого достижение значимых жизненных успехов и их признания окружающими должны приобрести регулярный и гарантированный характер.

Вот еще несколько постулатов, на которых базируется модель вертикального развития Грейвза:

· Человек — это открытая развивающаяся система, его возможности к развитию и адаптации к различным обстоятельствам безграничны;

· В процессе развития человек (так же как общество в целом) последовательно проходят через уровни развития, каждый из которых качественно отличается от других;

· Состояния на одном уровне развития становятся навыками на следующем уровне. То, что на более низком уровне является разовым достижением, требующим от человека специальных усилий, на следующем уровне развития становятся привычным легко воспроизводимым навыком;

· Каждый последующий уровень не отвергает, а включает в себя предыдущий. Стереотипы поведения на более низком уровне, могут свободно воспроизводиться на следующем уровне. То есть, по мере развития, человек становится более свободным в выборе наиболее подходящих стратегий поведения и применения тех или иных навыков сообразно ситуации;

· Человек (или общество в целом), адекватно и позитивно воспринимает только на те способы мотивации, методы управления и образования, правила поведения и этические принципы, которые соответствуют их уровню развития;

· На каждом уровне можно пребывать долго и бесконечно долго. Качественное развитие и переход с одного уровня развития на другой не гарантировано, оно требует определенных усилий в освоении новых навыков, необходимых для перехода на следующий уровень.

При этом развитие происходит не плавно. По мере своего развития человек преодолевает последовательность кризисов. Кризис развития – это состояние при котором дальнейшее развитие невозможно в рамках сложившихся стереотипов поведения и набора сформированных навыков.

Рис.1. В зоне кризиса развитие происходит скачкообразно, человек преодолевает потенциальный барьер развития.
Рис.1. В зоне кризиса развитие происходит скачкообразно, человек преодолевает потенциальный барьер развития.

Для преодоления кризиса развития необходимо переходить на качественно иные стратегии поведения, требующие новых ранее неосвоенных навыков, возможно проявлявшихся в виде состояний. Таким образом, на любом уровне человек может воспроизводить состояния не только характерные для его текущего уровня развития, но и состояния смежных уровней. Однако частота их проявления будет тем ниже ,чем дальше уровень, для которого это состояние является типичным, от актуального уровня развития человека. А состояния типичные для его актуального уровня развития будут проявляться чаще всего.

Рис.2 Частота проявления навыка характерных для различных уровней развития
Рис.2 Частота проявления навыка характерных для различных уровней развития

То есть на любом, даже на самом низком уровне мы имеем определенный опыт пребывания на более высоких уровнях развития. Это опыт состояний более высоких уровней, которые воспроизводятся в нас случайно под воздействием обстоятельств.

После появления концепции Грейвза было сформулировано несколько десятков различных вертикальных моделей развития, которые брали в качестве основания различные параметры личности – развития когнитивных способностей, развитие морали, уровень осознания самости и пр.