Перечень основных планируемых изменений ФЗ «о ломбардах»

17.05.2018

1) Теперь на законодательном уровне хотят закрепить положение о том, что ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе ИП, за исключением денежных средств от участников (акционеров) ломбарда;

Наши комментарии:

Этого следовало ожидать. Так хотя бы на законодательном уровне будет закреплена позиция Центробанка и уже не будет непонятных вопросов о том, можно ли это делать или нельзя.

2) Планируют расширить объем видов деятельности, которыми официально ломбарду разрешено заниматься. Добавлена деятельность по сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, деятельность банковского платежного агента;

Наши комментарии:

Конечно это достижение, но этого безусловно очень мало, учитывая стремительный рост открывающихся автоломбардов, а также желание ювелирных ломбардов получать дополнительный доход от ремонта изделий, от их оценки (без принятия в залог).

3) Новые разрешенные виды деятельности не будут поднадзорны Центробанку;

Наши комментарии:

Мелочь, а приятно. Хотя бы сюда Центробанк не будет протягивать свои руки.

4) Исключат пункт, который ограничивал режим работы ломбардов по времени (с 8:00 – 20:00)

Наши комментарии:

Еще одно значительное достижение, учитывая многочисленные обращения и жалобы ломбардного рынка по данному поводу.

5) Введут официальный Реестр ломбардов.

И на этом мы остановимся подробнее:

- если раньше Реестр вел сам Центробанк, то теперь подача документов для того чтобы получить статус ломбарда, станет обязанностью ломбарда;

- для того чтобы Центробанк внес ломбард в Реестр, необходимо будет подать внушительный список документов, в том числе правила внутреннего контроля (ПВК), справки о несудимости руководителей, участников с долей более или равной 10% уставного капитала;

- за внесение в Реестр необходимо будет оплатить госпошлину;

Наши комментарии:

Конечно для ломбардного рынка это существенные перемены. По сути новые нормы перекочевали в ФЗ «О ломбардах» из ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». У микрофинансовых организаций (МФО) уже достаточно давно существует подобная практика с предоставлением документов для получения МФО Свидетельства о статусе микрофинансовой организации. По ломбарду получается то же самое, только без предоставления Свидетельства (ломбард просто вносится в Реестр). Перечень необходимых документов для включения в Реестр во многом дублирует уже существующие требования Центробанка, закрепленные на уровне Указаний. Например, предоставление справок о несудимости, сведений об СДЛ и т.д.

Если данные положения останутся в той редакции, которая представлена в Проекте Федерального закона, то нам останется только приспосабливаться и двигаться дальше.

6) Теперь, создавая новый ломбард и придумывая ему название собственник должен будет проявлять креативность, поскольку наименование ломбардов у разных ломбардов не должно будет совпадать.

Наши комментарии:

От этого давно ушли налоговые органы, а сейчас, непонятно зачем, пытаются вернуть данную практику в ломбарды. В русском алфавите всего 33 буквы, а их правильная расстановка для ломбарда может иметь большое значение. Как корабль назовешь, так он и поплывет.

7) Поменяется юридический адрес, внесете в ЕГРЮЛ любые другие изменения по вашему ломбарду – будьте добры сообщить об этом в Центробанк.

Наши комментарии:

На дворе XXI век – век автоматизации и технического прогресса. 90% всей информации уже давно можно получить из открытых источников. Данный пункт только показывает нежелание госорганов делать свою работу и облегчить всем жизнь. Центробанку уже давно пора интегрировать базу данных с налоговыми органами и получать всю необходимую информацию оттуда напрямую.

8) Из Реестра ломбардов смогут исключать без суда и следствия. Конечно не без оснований, но тем не менее, раньше Центробанк обращался в суд для того чтобы неблагонадежный ломбард ликвидировали, теперь же все будет происходить в одностороннем порядке.

Наши комментарии:

Это положение также перекочевало из ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Теперь вы сначала получаете «черную метку» и исключаетесь из Реестра, а уже после, если захотите поспорить, можете попытаться обжаловать решение Центробанка в суде.

9) Расширят порог для обязательного проведения публичных торгов при реализации невыкупленных залогов. Вместо 30 000 рублей установят 300 000 рублей и более.

Наши комментарии:

Это успех. Даже комментировать не нужно. Данная норма была одной из самых бесполезных применительно к ломбардам. Теперь ломбарду не за чем будет показывать фиктивные торги, чтобы не нарваться на нарушение.

10) Ломбарды хотят лишить права взыскивать неустойку (штрафы, пени). Хоть размер неустойки и ограничен 20% годовых, но все равно для некоторых ломбардов это существенная статья дополнительной прибыли.

Наши комментарии:

Очередное желание регулятора немножечко попридержать и без того «великие» доходы ломбардов.

Напоминаем, что в данном письме мы отразили и прокомментировали только самые основные, на наш взгляд, планируемые изменения ФЗ «О ломбардах».