Игры для развития речи

23.05.2018

Четкая, чистая, грамотная и ритмичная речь у ребенка - это совсем не дар, приобретается она благодаря усилиям.

Сейчас, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с правильно построенной речью и богатым словарным запасом.

Очень часто родители не придают большого значения речевому развитию до школы ребёнка, а дошкольник, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря разговорной речи окружающих и программам по телевизору.

Для того чтобы подготовить ребенка к поступлению в школу и избавить его от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также постараться разнообразить его речевую практику. Существуют наиболее распространенные приемы, о которых мы и расскажем ниже.

Артикуляционная гимнастика
Хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата обеспечивают правильно произношение звуков. Артикуляционная гимнастика помогает выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата.

Поговорки и скороговорки
Произнесение поговорок и скороговорок очень благотворно отражается на развитии речевого аппарата детей, следовательно, улучшает их дикцию, а заодно обогащается словарный запас.

Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них "проглатывают" окончания и слоги, говорят невнятно, торопятся. Другие же, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.

Результаты проведенных наблюдений, надо отметить, показали, что дети с хорошей дикцией быстрее формулируют мысли, лучше учатся в школе и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Это упражнение направлено на то, чтобы обучить детей давать развернутые четкие ответы и строить диалоги правильно. Можно научить ребёнка формулировать вопросы, выражая в них главную мысль, с помощью этого интересного для большинства детей занятия. Начиная с 4-х лет стоит проводить подобного рода занятия.

Предложить ему для этого сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (писателем, музыкантом, актером, телеведущим, врачом, космонавтом), а ребенок станет журналистом, который берет у него интервью. Подготовьте список вопросов с малышом перед началом игры. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

Во время упражнения развивается память, совершенствуется словарный запас, появляются социальные навыки и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему полный развернутый ответ.

А потом можете поменяться с ребенком ролями и предложить взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных

Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например перед сном.

Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.

Пение и чтение колыбельных обогащают словарный запас, развивают память успокаивают и одновременно развлекают ребенка.

Колыбельные песни и потешки обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому и так нравятся детям.

Беседа по картинке

Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Основная проблема детей дошкольного возраста это использование только ситуативной речи, которая нормальна для детишек до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не только связана с ситуацией или предметом, и знакомиться постепенно с основами грамматики.

Для выполнения упражнения необходимаяркая сюжетная картинка. Проводить такое занятие хорошо во время собирания мозаики или чтения книжки. Необходимо . заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Используйте как можно больше вопросов ( "где?", "кто?", "откуда?", "зачем?", "почему?" и другие). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не забывайте о поощрении ребенка, когда он строит сложные предложения самостоятельно .

Эта игра поможет малышу познакомиться,с основами грамматики. Если заниматься часто по этой схеме, то можно научить ребенка правильно и,сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.

Надо отметить, что дети могут научиться правильной речи только в том случае, если будут изучать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки

Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на обогащение словарного запаса и разностороннее развитие их устной речи. Также игра формирует предметно-образное мышление, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых для него слов.

Эта игра развивает у детей интерес к рассуждениям и доказательствам своих точек зрения. Скажите ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.

Для того чтобы рассуждения юного игрока были глубокими и развернутыми, обратите его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"

Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на развитие и совершенствование фантазии, логического мышления и навыков устной речи.

Taк жe игра показывает, насколько в устной речи важны интонации и эмоциональная окраска. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по настроению и тону говорящего.

Задача упражнения заключается в том, чтобы дошкольник объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, злость, поощрение и так далее). Попробуйте вместе с детьми понять, что означают такие выражения, как "повесить нос", "бить баклуши", "проще пареной репы", и пр.

"Большой - маленький"

Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. В основном оно направлено на увеличение словарного запаса детей, знакомство с синонимами (глагoлами, прилагательными, наречиями, причастиями и так далее).

Для занятия необходима книжка с картинками. Есть в продаже специальные книги с заданиями и текстами, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.

В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.