Уоррен Эллис: «Оружейная машина» (краткая рецензия)

Без спойлеров.

Уоррен Эллис известен как автор комиксов, причем весьма достойных и заслуженно отмеченных как критиками, как и простыми читателями. «Оружейная машина» — его дебют в большой литературе. И дебют несколько неоднозначный.

Дело в том, что этот роман тоже похож на комикс по своей структуре, просто вместо визуальных элементов здесь присутствует их описание. Наиболее показательны тут вставки-интермедии, посвященные преступлениям, не связанным с основным расследованием, а задающие атмосферу месту действия, создавая образ пугающего, опасного города, в котором даже чрезвычайная жестокость стала обыденностью. Эпизоды написаны предельно лаконично, но в то же время ярко, обозначенные несколькими словами детали делают их фактурными, эти маленькие зарисовки очень легко представить себе в графическом исполнении, как несколько сменяющихся кадров, и, после завершения очередной отбивки, история возвращается в свое русло. Этот и похожие повествовательные приемы часто можно увидеть в комиксах, например, их очень любит Фрэнк Миллер, его «Holy Terror» фактически построен на нем, да и сам Эллис к нему прибегал. При этом в центральной линии роман местами очень похож на комикс; чисто комиксной можно назвать, например, саму идею комнаты, полностью заполненной оружием, использовавшимся в разных преступлениях: это — в первую очередь именно визуально яркий образ.

Как же читается книга, построенная на визуале, который приходится домысливать читателю? На самом деле, довольно неплохо.

Сюжет «Оружейной машины» не лишен роялей в кустах и вряд ли кому-то покажется откровением, но, возможно, спорное решение с построением книги на визуальных образах кажется мне заслуживающим внимания. Оно делает роман необычным и ярким, несмотря на мрачность, а это не так уж и мало. Так что советую роман всем любителям неортодоксального постнуара и умеренных жанровых экспериментов.