Двойка в школе? Ругать? Или...

23 February 2019

Сегодня сидя в интернете наткнулся на следующее:

"Я учусь в школе и очень эмоционально реагирую на всё. Получил 3 (я отличник), сразу накатываются слёзы, хотя понимаю что это фигня. Как от этого избавиться?"

На этот вопрос дали различные комментарии типа "забей" или "это нормально". Не буду описывать насколько подобное нормально или нет и как от этого стоит избавляться, но хочу описать некоторые объективные причины подобного отношения к оценкам ниже 4-ки. Да и вообще к учебе в целом.

Итак, в чем причина, если кратко. Первое - в воспитании ребенка семьей. Второе - в воспитании школой (как первой серьезной формирующей личность социальной среде). Разберем подробнее:

1. Ребенок не сможет сформировать подобное отношение к оценкам САМ. И первые воспитатели и делители на "добро" и "зло", на "плохое" и "хорошое" это, конечно, родители. Кнут и пряник никто не отменял) и поэтому получаешь "5" - пряник (тебя любят, говорят какой ты хороший, покупают что-либо), получаешь "2" - кнут (ругают, сравнивают с отличниками, чем подсаживают чувство неполноценности и вины, злятся и т.п.). После подобного отношения к школьнику родителями, у ребенка формируется в голове (УЖЕ КАК НЕЧТО ЕСТЕСТВЕННОЕ!) соответствующий бред типа "получу 2, - буду плохим, нельзя получать 2" или "меня побьют дома, если буду плохо учиться", или уже пофигистичное к учебе в целом "получу 2, пофиг, кому нужна эта учеба", если же ребенок получает 5 то, "я хороший", "мне что нибудь подарят, похвалят" и т.п. ассоциации с чем-то хорошим и нормальным (выработка эндорфинов). Вот тока проблема в чем, он хороший ДЛЯ ДРУГИХ(!), а не для себя. И обучается такой человек не ради самих знаний и исследования нашего большого и прекрасного мира, не ради того, что бы стать успешным в последствии (успеха добиваются совсем не по причине хорошей успеваемости кстати), а ради того, чтобы его не наказали родители, ради того, чтобы чувствовать себя нормальным, чтобы чувствовать любовь)))) т.е. ребенок может не чувствовать себя нормальным и хорошим даже если ВДРУГ получил 2! Повод задуматься, не?)

2. Школа делает тоже самое. Все разделения на хорошистов с отличниками и двоечников с троечниками как на "хороших" и "плохих", очевидно сделаны из того же теста, что в корне не адекватно на мой взгляд. В реальной жизни перед умением, скажем, ходить, дети делают тысячи ошибок, синяки получают там, прежде чем встать на ноги. Но никто им не ставит двойки за это. Дети просто смотрят на взрослых, которые обладают этим навыком и по образу и подобию добиваются того же. Причем ВСЕ! И все на отлично) (различные болезни и отклонения в расчет не беру) В школе адекватных примеров на которых хотелось бы равняться нет), есть просто "надо" и двойки с пятерками. Типа выбирай. Выбираешь 2 - клеймо "плохого", 5 - молодец).

Вот собственно и все. И одна из простейших проблем подобного бреда находящегося в подсознании человека, это непроизвольный и неприятный эффект, соответствующие реакции, наподобие того, что взял с интернета цитатой в самом начале поста. Или вот пожалуйста с мейл.ру старые записи) тоже самое...

Вопрос, что делать родителям в таком случае? Все просто и не просто - эволюционировать. Т.к. дети привязаны к родителям сильно эмоционально, то любые, казалось бы, мелочи и уж тем более непростые и конфликтные ситуации сказываются на ребенке самым интересным образом. Его дальнейшее отношение к обучению, дальнейшее отношение к учителям ВООБЩЕ (часто на протяжении всей жизни(!)) и любая другая деятельность формируются В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ в семье.

__________________________________________________________________________________________

Подписывайся на мой блог о ДРУГОМ образовании! - ссылка