14 подписчиков

Асадов: "Не привыкайте к счастью никогда"

410 прочитали

   Ослепший в огненном вихре жестокой войны, солдат, командир, герой Эдуард Асадов пронес свой дар сквозь жизнь, может, не вопреки, а благодаря испытаниям.

Ослепший в огненном вихре жестокой войны, солдат, командир, герой Эдуард Асадов пронес свой дар сквозь жизнь, может, не вопреки, а благодаря испытаниям.

Лирические строки юноши-добровольца, сразу после школы ушедшего на войну, стали впервые широко известны еще там, в окопах страшного 1941-го. Примером истинного чувства для него всегда были нежные, трогательные отношения его отца, комиссара Гражданской войны Арташеса Асадьянца, и матери, учительницы Лидии Курдовой.

Умение тонко видеть перипетии человеческих чувств не мешали молодому бойцу крепить свою выучку на фронте. Наоборот, знание человеческих сердец, наверное, и помогло ему стать командиром - сначала орудийного расчета, а потом и батареи. При этом Эдуард не переставал писать стихи.

При штурме Севастополя в 1944-м лейтенант Асадов совершил подвиг, стоивший ему здоровья. С тактической точки зрения его поступок - самоубийственное решение привезти на грузовике под огнем противника оставшиеся реактивные снаряды к позициям другой батареи - еще должен найти своего достойного исследователя. Не соверши Эдуард этот подвиг, и Севастополь, пожалуй, обошелся бы Красной Армии гораздо большей кровью.

Осколок разорвавшегося рядом с машиной снаряда, снесший ему часть черепа, должен был убить отчаянного лейтенанта. Не видя ничего, держась за остатки сознания среди оглушающей боли, каким-то чудом окровавленный офицер доехал до позиции - и провалился в беспамятство на целый месяц.

Пришел в себя лишь в госпитале, когда узнал о втором чуде - с такими ранами человек просто не мог выжить. Он выжил, но заплатил за это дорогую цену - его глаза уже больше никогда не увидели солнечного света.

Но невероятным открытиям для молодого воина еще не настал предел. Осознав приговор врачей, Эдуард подумал было, что жизнь окончена, ведь кому нужен инвалид, нуждающийся в поводыре? Его обреченную уверенность первой пошатнула санитарка, которая ухаживала за ним. От нее он с удивлением узнал, что его строки, которые он не переставал писать на фронте, расходятся по стране, переписываемые сотнями и тысячами рук. И что сама она не отказалась бы связать с таким талантливым человеком свою судьбу.

Когда же к нему в палату стали одна за другой являться девушки, почитательницы его таланта, сомнения в собственной нужности окончательно развеялись у поэта. Сразу после войны он поступает в московский литературный институт, а еще через два года выходит первая подборка его стихов в журнале "Огонек".

Расцвет славы Асадова и известности его творчества приходится на 60-е-70-е, когда вся страна зачитывалась его стихами - простыми, верными и берущими за душу. Он не был в чести у высоколобых критиков, а гранды советской поэзии смотрели на него несколько свысока. Героями стихов Асадова были простые люди в узнаваемых ситуациях - но оказавшиеся перед непростым выбором.

Именно поэтому его можно назвать поистине народным поэтом - столько, сколько переписывали строки Асадова вручную в девичьих альбомах и в солдатских записных книжках - столько, наверное, не переписывали больше никого. Ни одно из его произведений не вошло в школьную программу, а литературоведы называли его "поэтом для кухарок". Но каждая женщина неизменно узнавала в его стихах себя, и это было высшим признанием для автора.

Он дожил до 2004-го года, многие в начале двухтысячных даже не знали о том, что он жив. Как не знали о том, что помимо стихов Эдуард Асадов писал прозу. Его перу принадлежат рассказы «Зарницы войны», «Разведчица Саша», повесть «Фронтовая весна». Он переводил стихи поэтов Азербайджана, Башкирии, Грузии, Калмыкии, Казахстана, Узбекистана.

Говорят, Асадов считал себя атеистом. Но, по его словам, был готов признать существование бога, если кто-то внятно разъяснил ему, как всевышний может терпеть происходящие на земле ужасы.

Возможно, на склоне лет Эдуард Арташесович дошел до понимания этой тайны. То, что когда -то спасло его, а после сделало певцом души обычного человека - наверное, и было той самой высшей силой, в существовании которой он не мог сомневаться. Ведь вспепобеждающая сила эта и есть - сама любовь.

Не привыкайте к счастью никогда!
Напротив, светлым озарясь гореньем,
Смотрите на любовь свою всегда
С живым и постоянным удивленьем.

И, чтоб любви не таяла звезда,
Исполнитесь возвышенным искусством:
Не позволяйте выдыхаться чувствам,
Не привыкайте к счастью никогда.