О чем на самом деле был "Титаник"?

Есть ошибочное мнение, что кассовые голливудские фильмы успешны потому, что в них много спецэффектов. Но, как выяснилось после выхода отечественных "Притяжения" и "Защитников", спецэффекты лишь украшают фильм. Но если в нем нет истории, он становится пустым и никчемным.

Самый кассовый фильм в истории мирового кинематографа и рекордсмен по "Оскарам" (11 наград), фильм "Титаник" режиссера Джеймса Камерона, является отличным примером замечательно выстроенной истории.

У этого фильма - три плана, накладывающихся один на другой.

Первый - это конфликт эпох, чопорного лицемерия высшего общества 19-го века - и деловой откровенности века 20-го. Первое ассоциируется с Англией, которую покидает корабль, второе - с Америкой, куда он идет. Таким образом, движение "Титаника" из Старого света в Новый как бы переносит эту смену эпох в географическое измерение.

Второй конфликт - между традиционным восприятием женщины, как вещи, слуги мужчины - и нарождающимся новым пониманием ее роли в обществе. Вскоре после описанных в фильме событий, в 20-е годы во всем белом мире прошел могучий всплеск эмансипации женщин, их борьбы за право иметь свой голос. Немало этому способствовал и бурный интерес к внутреннему миру человека, к психоанализу, ставшему популярным в начале века - не зря в досужем разговоре на палубе упоминается имя молодого тогда доктора Фрейда.

Третий конфликт - это внутренний конфликт главного героя. Кстати, кто он? Джек Доусон? При всем уважении к сыгравшему его Леонардо ДиКаприо - нет. Главным героем фильма является Роза (в исполнении Кейт Уинслет). Персонаж ДиКаприо лишь оттеняет ее, он призван раскрыть ее образ наиболее полно.

Внутренний конфликт Розы - это извечный конфликт долга и чувства. Роль бесприданницы, призванной спасти материальное положение матери браком с нелюбимым мужчиной ее тяготит - почему она и решает покончить с собой. Джек спасает ее тем, что изъявляет готовность отдать свою жизнь ради нее. Фраза из уст незнакомого парня: "Ты прыгнешь - я прыгну" звучит для нее непостижимо. Взращенная в обществе эгоизма и стремления к наживе, она потрясена тем, что человек может быть способен на такое самопожертвование.

Кто же антагонист Розы в этом фильме? Наверное, ее жених Каледон, блистательный отпрыск семейства Ротшильдов? Вовсе нет. Каледона тоже можно понять - по своему он любит Розу, неоднократно рискует ради нее по сюжету, стремится спасти их союз, даже когда понимает, что жестоко обманут - ведь свою девичью чистоту Роза подарила, в его понимании, первому встречному.

Он молод, привлекателен, воспитан, образован, богат, решителен - в конце концов, о таком женихе мечтает каждая девушка. Можно сказать, он сам является в какой-то мере жертвой сюжета (к тому же выясняется, что позже, во время Великой Депрессии в США он покончил с собой).

Настоящим антагонистом Розы является ее собственная мать. Ключевая сцена в их подспудном конфликте - это их беседа, когда мятущаяся Роза бросает ей в сердцах: "Я для тебя просто вещь, я все время делала то, что ты мне велела, а теперь ты продаешь меня, мою жизнь за капиталы!". На что мать, оскорбленно и удивленно возражает ей, ужасаясь самой мысли: "А ты что предлагаешь? Пойти... работать?!".

Между тем Джек олицетворяет для Розы именно эти ценности - свободного труда, творчества, исполнения своего предназначения. Можно сказать, в его личности режиссер зашифровал и самого себя. Не зря рисунок, который рисует Джек с натуры обнаженной Розы, на самом деле нарисован самим Джеймсом Камероном - если приглядеться, можно увидеть в кадре руки не юноши, а зрелого мужчины, держащие карандаш и бумагу. И тот, и другой - художники, передающие каждый свое послание нам, зрителям. Здесь Джек - это Пигмалион, создающий свою Галатею, живописующий ее такой, какой она сама прежде себя не знала. Даже в знаменитой сцене на носу корабля Джек ставит Розу по центру, лицом к океану, сам лишь сбоку поддерживая ее. Он словно мастер, задающий своему творению жизненный путь. Здесь мы еще видим и ссылку на образ отца - которого Розе так не хватало - в теле субтильного мальчика.

Что делает Роза в кульминации, уже было спасенная ненавистным женихом? Она выбирает верную гибель рядом с любимым. Тот момент, когда она впервые хотела спрыгнуть за борт, повторяется уже в новых условиях, совершенно других. Первый раз она готова была расстаться с жизнью, чтобы не быть рядом с постылым мужчиной, глубоко чуждым ее натуре. В этот же раз она отдает свою жизнь ради того, чтобы провести последние минуты рядом с человеком, открывшем ей саму себя. Оживившим ее, спасшим во всех смыслах слова. Так любовь и благодарность становятся сильнее страха смерти - и этот поступок уже не гибельный, но животворящий, побеждающий любое омертвение, в первую очередь - омертвение души.

"Ты прыгнешь - я прыгну", повторяет Роза Джеку, воздавая ему за его спасительный поступок. Она вверяет своему мужчине то большее, что может дать женщина: свою жизнь, свои мечты, свою великую надежду и веру в него. И он спасает свою женщину снова - уже в последний раз и навсегда.

Кстати, в альтернативной концовке тема ценностей подчеркивается еще раз - находясь на палубе исследовательского судна, 101-летняя Роза признается руководителю экспедиции, что бриллиант "Сердце океана", который они искали, все эти годы был у нее. И как бы трудно ей ни было в жизни, лишь только ей приходила мысль решить все проблемы разом и продать сокровище, она тут же вспоминала алчность и рвачество своей матери и жениха и гневно отвергала эту мысль. Ради памяти Джека она решила пробиваться только сама - и смогла это сделать, став известной актрисой, дожившей до второй сотни лет. Бриллиант же она вернула тому, кто даровал ей сокровище неизмеримо более дорогое.

Отличный пример истории, которая всегда актуальна и может быть вечным ориентиром для всех людей в жизненных перипетиях. А спецэффекты... Что ж, это приятное дополнение, призванное лишь раскрасить эту историю, чтобы она сильнее трогала наши сердца и, как прежде, волновала все новые и новые поколения зрителей по всей земле.