Минойская цивилизация и матриархат

Я тут на Крите была.

И в Кноссе. Это такой дворец третьего тысячелетия до нашей эры. Минойцы, все дела. Нет, в вики пока не ходите, рано.

Я не то, чтобы совсем не знала, но знала мало. Поэтому с удовольствием послушала экскурсию.

А теперь внимание.

Только по следам экскурсии.

Почти цитаты.

Минойцы не окружали поселения стенами. И вообще не использовали укрепления.

У них почти не было мечей. Использовались луки - для охоты.

Они очень быстро развивали торговлю и политику. Завоевывали всех строго экономическим путем.

На фресках и мужчины, и женщины занимаются всеми видами деятельности одинаково. Даже таким тупым спортом как игра с быком.

Вообще на фресках мужчины от женщин не отличаются ни одеждой, ни фигурой, только цветом кожи (ниибу, как они это поняли).

Религия - культ богини-матери и прочих богинь с красивыми сиськами и змеями в руках.

Одежда - юбки для всех. Женская грудь открыта.

Завоевали их агрессивные греки во время экономического коллапса после извержения вулкана (кстати, эвакуация была беспримерной, никто на острове с вулканом не умер, все ценное увезли).

(наблюдение) Трон - маленький, анатомичный и меньше нашего стула. Без компенсации размерами.

Но почему-то снова считается, что правил мужик!

Хотя явные признаки нувыпонимаетечего.

Я бы поверила, что ученым лучше знать, но ведь они даже не проверили, чьи скелеты с оружием нашли у викингов. Элементарный чек, десятиклассник с пятеркой по биологии справится. Где уж им допустить, что править могла женщина?

В музеях вообще - как баба с оружием, так сразу "богиня", а не простая домохозяйка. Где логика? Если богини с оружием, почему простые женщины не могут?

Так вот. Теперь можно идти в википедию. Англоязычная чуть ли не прямо говорит про матриархат, русскоязычная аккуратно намекает, что точно не скажет.

Вопрос - почему прекрасный грек Владимир (честно!) делал вид, что этого не знает?

Итак, совершенно ясно, что цивилизация если не матриархальная, то равноправная.

Меня немного смущает однозначность решения, что все мужчины на фресках с красной кожей, а женщины с белой и это основное отличие. Нигде не могу найти предпосылки для такого вывода.

Но зато нашла статью. Щас дам выдержки, чтобы не одной мне фейспалмиться.

"Многое в этих фресках кажется необычным, не укладывается в привычные представления о социальной значимости двух противоположных полов"

Автор признает роль женщин, но его корежит.

"Следовательно, то, что мы видим на фресках, нельзя расценивать как отражение всего лишь определенного поведенческого стереотипа или придворного этикета, следуя которому минойцы - мужчины должны были оказывать знаки внимания своим "дамам" как представительницам слабого и одновременно "прекрасного пола""

Ой, корежит... Но ничего, сейчас пружина развернется.

"Гораздо более вероятно, что женщина пользовалась в минойском обществе особым почетом и уважением как существо, по самой своей природе тесно связанное с сакральной сферой бытия"

Начнем с того, что привычно объективируем и назовем "существом".

"Рядом с этими загадочными существами, приобщенными к грозным и непостижимым силам самой природы, миноец - мужчина должен был особенно остро и болезненно осознавать свою слабость, и этот, по-видимому, врожденный или, может быть, приобретенный в процессе воспитания комплекс неполноценности уже сам по себе ставил его в определенную зависимость от женщины, превращая как бы в большого ребенка, всю жизнь остающегося на попечении и под присмотром заботливых, но строгих мамушек и нянюшек"

Смотрите, сучки, что будет, если решите где-то порулить. Мы сразу станем слабыми деточками и у нас лапки.

Дальше у мальчика немного едет крыша. В одном абзаце он пишет:

"Не случайно в многочисленных сценах ритуального характера, запечатленных в критской фресковой живописи и в глиптике, женщины, будь то жрицы или богини, как правило, ведут себя намного более активно, чем сопутствующие им мужчины"

Заметим - это по фрескам. На фресках - так. Приходится, скрепя сердце, признать, да.

Но потом:

"Разумеется, как и в любом другом древнем обществе, мужчины на Крите всегда оставались наиболее активной и предприимчивой частью социума. От их целенаправленной деятельности в первую очередь зависел прогресс минойской цивилизации в первые века II тыс. до н.э. "

Чо, тоже на фресках нарисовано? Или где? Или мальчик сам-один расшифровал Фестский диск и там прочитал? Не. В любом другом обществе так, значит и в минойском так, должно быть так, по умолчанию так!

"Ими же, вне всякого сомнения, были созданы все наиболее известные шедевры минойского искусства"

Пруф? Нет, что вы - без всякого сомнения, значит без сомнения.

"Тем не менее именно женщины, оставаясь все время на месте - у своих очагов"

Молчи, женщина, твой день восьмое марта, а место кухня. Мы забудем про первую половину статьи, где в описания фресок было, что женщины на встрече кораблей, в театре, во время ритуалов стояли в первых рядах, а мужчины позади. Мы забьем на его же собственное удивление, что в отличие от египетских сюжетов, у минойцев женщины не гарем, они ходят по улицам, участвуют в развлечениях и рулят по меньшей мере религиозной сферой. Сам же пишет:

"Женщины занимали здесь все наиболее важные, командные позиции"

У домашнего очага, видимо.

А этот абзац приведу целиком:

"Принимая активное участие в формировании общественного мнения, морали и обычаев, женщины, по всей видимости, вполне могли заставить считаться со своими вкусами мастеров, работавших в различных жанрах изобразительного и прикладного искусства. Действуя как своеобразный камертон творческой активности мужчин, эта женская цензура могла усиливать или, наоборот, ослаблять, иногда даже полностью пресекать свойственные им по природе склонности к определенного рода сюжетам или мотивам. Вероятно, именно так можно было бы объяснить (на это опять-таки указывал в своей книге Фр.Шахермайр [13]) удивительное равнодушие минойских художников, по крайней мере, к трем темам, пользовавшимся неизменной популярностью в искусстве подавляющего большинства стран и народов древнего мира, а именно к.' войне, к охоте, являющейся ее обычным коррелятом в мирное время, и, наконец, к эротике"

Бабы запрещали боевики и порнуху!

Еще цитата:

"В этой обстановке женщины как наиболее консервативная и традиционно мыслящая часть социума, очевидно, и смогли выдвинуться на первый план общественной жизни. Привязанные к своим домашним очагам и детям, да и чисто физиологически ограниченные в своей самодеятельности, они тем не менее пользовались огромным авторитетом как главные блюстительницы культов хтонических божеств, которые, по понятиям древних, несли основную ответственность за землетрясения и другие стихийные бедствия. Это давало им возможность контролировать поведение своих мужей и братьев, сдерживать их чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам и тем самым тормозить слишком быстрое движение общества по пути исторического прогресса. И в этом, как нам думается, следует видеть одну из основных причин определенной недоразвитости или неполноценности самой минойской цивилизации [33]. Иначе говоря, историческая ущербность цивилизации может быть понята как неизбежное следствие сознательно культивируемой в обществе инфантильности мужчин, т.е. его творчески наиболее активной части"

Ве́стник дре́вней исто́рии (общепринятое сокращение — ВДИ, англ. Journal of Ancient History, фр. Revue d'Histoire Ancienne) — ведущий академический советский и российский журнал, посвящённый истории Древнего мира.

В настоящее время издаётся Институтом всеобщей истории Российской академии наук.