Почему РУССКИЙ РОК не котируется: грув, блюз и музыкальные традиции

2 June

В разговорах о музыке есть несколько уровней рассуждений в зависимости от того, какие процессы вас интересуют: физические, психологические, культурные и т. д. В серии "Законы музыки" я затронул первые два, но культурный оставил для отдельного текста.

Gary Clark jr
Gary Clark jr

Несмотря на то, что все люди — Homo Sapiens, в разных культурах возникают различные музыкальные традиции. Различия наблюдаются как между этносами (или суперэтносами — говорят о западно-европейской музыке, славянской музыке, и т. д.), так и между различными уровнями развития общества (отсутствие четких понятий о высоте в древности, напевание одного определенного звука — Ом, возникновение все более сложных ладовых систем). Даже звукоряд в разных культурах разный, например, некоторые восточные народы делят полутон на более мелкие интервалы. Очень часто культурный уровень опирается на биологический, и эту тему сегодня тоже затронем.

Я обратился к теме культуры и музыки, поскольку меня заинтересовала конкретная фраза подруги-музыканта: "В России не умеют играть назад. Послушай любую русско-рочную группу". И я решил исследовать, что такое игра назад, грув, чем он обусловлен, каков его эффект не только на музыкальном, но и биологическом уровне, почему его хорошо чувствуют афроамериканцы (1), какая связь с хип-хопом, и почему в России не умеют играть назад.

Игра назад

Для начала разберемся, что такое "игра назад", игра с оттягиванием или behind the beat, laying back (2). Все определения, что я нашел, носят либо философский характер, вроде "Это ощущение лени, но с учетом времени", или конструктивный, в котором сразу говорится о его задачах и способностях: "Игра назад дает музыке ощущение движения вперед. Это происходит потому, что в вашей голове вы ожидаете ноты в такт, но вы всегда получаете их чуть позже, что добавляет напряженности музыке". Самое близкое объяснение к нормальному — "крошечное пространство после ритма, задержка, запоздание". Наглядно это можно показать на картинке:

На этом строится понятие грув. Википедия говорит, что "Грув (англ. Groove) — ритмическое ощущение в музыке («качели»), создаваемое игрой музыкантов-барабанщиков, гитаристов и клавишников. В популярной музыке грув рассматривается в жанрах сальса, фанк, рок, фьюжн и соул". "Музыковеды и другие учёные утверждают, что понятие грув — это «ритмический слой» или «интуитивное чувство» зацикленного движения, что возникает при звучании тщательно вымеренных действующих совместно ритмов, что сразу вызывает лёгкое притопывание со стороны слушателей". То есть грув — это следствие игры назад.

Игрой назад добиваются эффекта "кача", и прочувствовать его с целью воспроизведения очень трудно, для этого нужно очень тонкое чувство ритма и большой опыт игры, чтобы понимать эффект грува на уровне ощущений. Так, в своей статье "Создание грува" Марк Сабателло утверждает, что грув — это очень субъективное понятие, имея в виду значительную разницу в оценках одного барабанщика разными слушателями. Кроме того, бас-преподаватель Виктор Вутен утверждает, что, несмотря на то, что «грув неуловим», он делает музыку «дышащей» и даёт композиции ощущение «движущегося фона».

Игра назад часто является главной составляющей в фанке, соуле (3), блюзе, роке, RnB и даже джазе. Так, игру назад использовали Майлс Дэвис (культовый американский джазовый трубач) и Лестер Янг (знаменитый американский саксофонист и кларнетист). Сегодня ярким представителем является один из моих любимых блюз-рокеров Гэри Кларк мл (Gary Clark Jr). Отмечу, что играть назад можно не только инструментами, но и вокалом. Например, этим приемом в совершенстве владеют Тина Тернер и Лорин Хилл, многие рэперы — Snoop Dog или Nas.

Игра назад является основой для хип-хоп шафла, "олдскульного" хип-хопа и RnB. Соответственно в смежных жанрах грув и игра назад также придают насыщенности и подвижности музыке. Так, одна из первых рэпкор-групп Limp Bizkit стала популярной как раз благодаря новаторскому использованию игры назад и хип-хоп бита в роке и металле.

Также стоит отметить, что играть назад можно на барабанах, на бас-гитаре и на обычной гитаре. В первом случае слово "beat" в выражении "behind the beat" может означать ритм метронома, либо ритм одного из барабанов, как правило, основного. Во втором бас ложится позади барабанов или метронома, в третьем — гитарный рифф/джем держится позади ритма метронома/барабанов.

Биологическое обоснование эффекта грува

С биологической точки зрения я не нашел объяснения притягательности грува. Но я бы объяснил его по-своему. В моем понимании эффект "кача" достигается за счет "провалов" в ожидании. Пока ритмы совпадают, слушатель ощущает музыку по накатанной, но когда ритмы сдвигаются, возникает "провал", микроскопическая пустота, еле слышная, но её хватает, чтобы мозг почувствовал диссонанс, запустил процесс паники, выделения определенных гормонов, доза которых оказывается настолько мала, чтобы физический рефлекс "бей или беги" не сработал, но достаточна, чтобы у человека появились определенные чувства: желание движения, ощущение объемности музыки, "микроопьянение" адреналином от возбуждения ЦНС и эндорфинами от "отмены тревоги". И это ощущение повторяется каждый такт.

Вероятно, приоритет одних гормонов над другими у разных рас является одной из причин того, что афроамериканцы и африканцы лучше чувствуют ритм, а значит и грув. Но всё это лишь догадка.

Почему афроамериканцы чувствуют ритм

Большинство современных музыкальных жанров вышло из блюза. RnB, рок-музыка, хип-хоп, фанк, соул, джаз имеют единые корни в блюзе, который до середины 20 века считался "грязной" музыкой черных. Для большинства белых американцев блюз был запретным плодом. Блюз — музыка, рожденная в борьбе, в нем был элемент ярости андеграунда, то, чего не хватало молодежи в середине прошлого века. Для англичан барьера не было, поэтому блюз вышел на новый уровень, став основой для таких групп, как Rolling Stones, The Who, Animals и других. Практически вся современная музыка основана на афроамериканской музыке.

Но откуда появился сам блюз? Он сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня» (work song — относится к периоду рабства), холлер (Field holler — ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле, относится к периоду рабства), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов — ринг-шаут (ring shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант (chant) и баллады (короткие стихотворные истории).

Музыкальные традиции афроамериканцев зародились еще в период рабовладельческого строя. Упоминания о рабочих песнях встречаются уже в 17 веке, а в конце 18 века спиричуэлсы широко распространяются среди рабов в южных штатах вместе с принятием ими христианства. Афроамериканцы работали в те времена на плантациях и, как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу.

Вся сложность жизненных отношений афроамериканца выливалась, в том числе, и в творчестве, которое брало корни, в свою очередь, из этнической африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей (вспомните африканское племя бабинга, у которых песня и танец сопровождает любое занятие — от бытовых дел до охоты на слонов). Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США. Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно, блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры с прогрессом развития западной культуры и социализации в ней чёрного человека.

Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически всё чёрное население США в первой половине XX века. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

Очевидно, что за несколько веков музыкальная традиция афроамериканцев стала не просто их и мировым культурным достоянием, но их спутником почти на генном уровне. Поэтому чувство ритма, ритмических рисунков, улавливание малейших отклонений и способность использовать их для создания эффекта грува — закономерный результат истории.

Но почему в России не умеют играть назад?

Русская музыкальная традиция

Очевидно, ответ будет такой же — музыкальная традиция. Уже Википедия в первой же фразе говорит, что "Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка".

Среди основных жанров народной музыки можно выделить трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, инструментальная музыка. При этом народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты). В связи с этим песни обладают большей мелодичностью, напевы длинные и тягучие, здесь более трепетное отношение к вокалу.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармонь) и характерные только для отдельных регионов. Наиболее распространены струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли, домра, скрипка) и духовые инструменты (жалейка, рожок, кугиклы). В летописях упоминаются военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты как баян (гармонь), мандолина, семиструнная гитара, распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). Таким образом, инструментальное определение ритма практически отсутствует, однако ритмический рисунок есть, как правило это размеры в 2/4 и 4/4. Размер в 3/4 реже. Он употребляется обычно в обрядовых песнях, например свадебных. Русская крестьянская песня архаична, она строится в пятиступенных ладах.

Таким образом, понятия ритм, повторяемость и цикл имеют второстепенное значение. Это передалось и в современную российскую музыку.

Однако глобализация берет своё. Российские музыканты учатся груву, как Иван Дорн, например. Белые чаще становятся хорошими барабанщиками и басистами, афроамериканцы зачастую не всегда умеют в ритм, как Опра Уинфри, например. Музыкальные традиции культур и народов видоизменяюстя в общемировую традицию. И эта тема вызывает вопросы. Но об этом уже в других статьях.

P.S. Не стесняйтесь ставить лайк, а также делитесь в комментариях мыслями о груве, блюзе, музыкальных традициях, согласны ли вы с моим мнением и если нет, то что сами думаете по этому поводу?

Сергей П.

1 - лучшие барабанщики и басисты — афроамериканцы — стереотип, который постоянно обыгрывается в поп-культуре. Например, в 7 серии 9 сезона South Park.

2 - есть также игра in front of the beat и on top of, характерные для своих жанров. Например, игра on top of the beat играется почти во всех поджанрах металла, а in front of the beat часто используется в панк-роке.

3 - главная идея фанка и соула — создание максимально интенсивного грува. Когда барабанщик играл «солидный» грув с хорошим чувством, это неофициально называли «прикарманить» (in the pocket), откуда пошло выражение playing in the pocket.