10 самых известных ассирийских яковитских монастырей. Часть 1-я.

В отличие от Ассирийской Церкви Востока, монашеская традиция в Сиро-православной (яковитской) Церкви жива и по сей день. Многие древние монастыри функционируют и по сей день. Ниже представляю рассказ о самых известных яковитских (западно-ассирийских) обителях.

1. Шафрановый монастырь (Дейрульзафаран). Монастырь святого Анании (Дайро д Мор Ханнаньо).

Назван так по цвету своих стен. Менее известное, но официальное название - монастырь святого Анании. Расположен в юго-восточной Турции в исторической области Тур-Абдин, в 6 км от города Мардин. Монашество в этих краях было насаждено во 2-й половине IV века пришедшим из Египта подвижником Мар Авгеном. К этому времени относится и появление монастыря, который основал в 493 году подвижник Мор Шлемон на месте храма ассирийского языческого божества Шамаша. Значение обители возросло в конце XIII века, когда после разрушения курдами в 1293 году монастыря св. Бар Саумы, служившего резиденцией яковитских патриархов, патриарший престол был перенесен в Дейр-Зафаран. Монастырь официально считался патриаршим в течение 540 лет вплоть до 1933 года, когда патриарх Мор Игнатиус Апрем I перенёс свою резиденцию в Сирию в город Хомс (античная Эмесса). В Шафрановом монастыре до сих пор хранится патриаршее кресло, на котором по предания восседали все предстоятели Сиро-яковитской Церкви, начиная с апостола Петра, считающегося её первым руководителем.

2. Монастырь Мор Габриэль (Дайро д Мор Габриэль).

Расположен в Турции в исторической области Тур Абдин, недалеко от города Мидьят. Основан около 397 года ассирийскими подвижниками-монахами Мор Шмуэлем (Самуилом) и Мор Шемуном (Симоном) тоже на месте языческого капища Шамаша, древнеассирийского божества солнца. Первоначально носил название Картмин, по расположенной рядом деревне, но впоследствии был переименован в честь святого Габриэля (Гавриила), епископа Тур Абдина, жившего в VI веке, чья резиденция располагалась в этом монастыре. Святой Габриэль прославился святой жизнью и даром чудотворения. Рассказывают, он даже воскресил 3-х мертвецов. За свою историю обитель по крайней мере дважды подвергалась тотальному разгрому- жестоким монгольским завоевателем Тамерланом около 1401 года и курдами в 1915 году. Сейчас монастырь является центром паломничества, принимая ежегодно до 20 тысяч человек.

3. Монастырь святого Марка в Иерусалиме.

По ассирийско-яковитскому преданию на месте этого монастыря на Сионской горе в Иерусалиме находился дом Девы Марии, а также Горница Тайней Вечери, где Иисус, вкушая пищу со своими учениками установил Таинство Евхаристии. Здесь же по преданию Иисус впервые явился апостолам после своего Воскресения. После того, как Сиро-яковитская Церковь во времена владычества мусульман потеряла другие молитвенные дома в Святом Городе, монастырь и находящийся в нём собор Св. Марка стал местом резиденции яковитского архиепископа Иерусалима. Известно, что первым епископом, поселившимся здесь, был Игнатий III в 1471 году.

4. Монастырь Сирийцев в Египте (Дейр Ас-Сурьян).

Находится в Египте в Нитрийской пустыне (Вади-аль-Нитрун) - район соляных озер к западу от дельты Нила, посередине между Каиром и Александрией. Построен в VI веке коптскими монахами из соседнего монастыря Дейр Анба Бишой (св. Бишоя) и посвящён Пресвятой Деве. В VIII веке обитель выкупили богатые сирийские купцы из города Тикрит в нынешнем Ираке и назвали монастырём Пресвятой Девы Сирийцев. Сирийцы / ассирийцы приходили сюда как паломники, а иногда и как беженцы, причём здесь радушно принимали как яковитов - миафизитов, так и "несториан". В 16-17 веках ассирийцы постепенно исчезли (в 1516 году из 48 монахов только 18 были ассирийцами) , их место заняли копты (ныне более 100 монахов), но название сохранилось. Одним из чудес монастыря считается "древо св. Ефрема". По преданию святой Ефрем Сирин, знаменитый ассирийский богослов и духовный поэт пришёл в Нитрийскую пустынь увидеться со святым подвижником Бишоем (Пишоем). Они встретились, но поначалу не понимали друг друга ибо Ефрем говорил только по ассирийски, а Бишой по коптски. Но внезапно по наитию Духа Святого Бишой заговорил по сирийски. Оба подвижника получили большую духовную радость от общения. Во время беседы св. Ефрем прислонил посох к двери кельи и вдруг посох пустил корни и покрылся листвой, превратившись в дерево тамаринд. Сейчас это чудное дерево показывают у церкви Богородицы в Сирийском монастыре. Двое из предстоятелей Котской Церкви - Габриэль VII (годы патриаршества 1525–1570) и относительно недавно почивший Шенуда III (годы патриаршества 1971–2012) приняли монашество в этой обители.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427