Мор Барсаумо - ассирийский яковитский подвижник.

Данная недатированная рукопись под названием Ktāba d-ḥayyāw(y) d-qaddišā mār(y) Barṣawmā ("Жизнь Барсаума") является рассказом об удивительной жизни Барсаума (умер около 492 г.) Рукопись написана на сирийском, но этот текст также известен на геэз, классическом языке Эфиопии.
Данная недатированная рукопись под названием Ktāba d-ḥayyāw(y) d-qaddišā mār(y) Barṣawmā ("Жизнь Барсаума") является рассказом об удивительной жизни Барсаума (умер около 492 г.) Рукопись написана на сирийском, но этот текст также известен на геэз, классическом языке Эфиопии.

Мор Барсаумо (Барсаумо, Варсум, Бар Савма, Барсум - сложносоставное сирийское слово от Бар – сын и Саумо – Пост, то есть «сын поста») – ассирийский монах, видный деятель и святой Сирийской Яковитской Церкви, участник христологических споров V века.

Родился в деревне возле Самосаты в семье праведных мирян Хнуха (Hnukh) и Сакии (Sakia). В детстве его воспитанием занимался Мор Абрахам Великий, аскет, прививший ему страх Божий и направивший по стезе аскетизма. После смерти учителя он решил совершить пешее путешествие в Святую землю. Он шел в Палестину, облачённый только лишь в грубую мешковину с голыми руками. После трудного путешествия он добрался до Святой земли, где получил благословение на подвижническую жизнь. Вернувшись, стал подвизаться отшельником, кормился растениями и плодами пустыни. Жившие рядом крестьяне построили ему монастырь и начали присоединяться к его общине. Монастырь его находился где – то на границе Византии и Ирана.

Современное изображение Бар Саумо.
Современное изображение Бар Саумо.

Как сообщает Житие Барсаумо: в тихий летний вечер он стоял у своей кельи, поднял глаза и увидел сияющие звезды в небе, как жемчужины на черном бархате. Он был в восторге, и тихонько проговорил:

Слуга не смеет сидеть в присутствии своего хозяина, поэтому как я смею сидеть в присутствии Творца неба и земли!

С того времени подвижник, образно говоря, распял себя перед Богом. Вот, что написал биограф и ученик Самуил, прославляя его:

Барсаумо, который на протяжении 50 лет нес страдания и испытания на кресте перед судом своего Господа. Он был похож на железный шест, который никогда не спал днем и ночью. Его тело было согнуто от рассвета до заката. Его дни закончены, и его просьбы были запечатаны, и, окончив свои молитвы, он отошёл ко Господу.

Далее в Житии святого говорится: один из братьев увидел его однажды в молитве. Внезапно молния появилась в небе и спустилась на святого подобно огненному языку. Монах очень испугался и пошел рассказывать своим братьям о том, что видел, говоря:

Брату Барсаумо дан дар святых апостолов, и я верю, что его мудрость превзойдет многих других церковных учителей и писателей.

Всего Житие говорит об сотне совершённых Барсаумо чудес.

В 449 году он был вызван императором Флавием Феодосием II (годы 10 апреля 401 - 28 июля 450 г.) для участия во втором Ефесском Синоде, в греко – православной традиции известном как «Разбойничий собор». Барсаумо был ревностным защитником миафизитства и убеждал верующих крепко держаться своего сего учения.

Халкидонитские источники и вторящие им западные историки рисуют крайне неприглядный образ Барсаумо, который по словам французского историка Амадея Тьери:

составил шайку, вооруженную палками, лопатами, заступами, и во главе ее разорял соседние долины Евфрата, грабил церкви и жег монастыри, которые казались ему недостаточно православными, изгонял или убивал епископов, которых по своему грубому рассуждению принимал за несторианцев… и его имя наводило ужас на Сирию… Случай привел его в Константинополь, император пожелал его видеть, и Евтихий взял его под свое покровительство. Герой несторианских убийств говорил только по-сирийски и не понимал ни слова по-гречески.

Рассказывают, что и на Разбойничьем соборе он сотоварищи вёл себя точно также – монахи угрожали своим противникам физической расправой, кому –то из их секретарей поломали пальцы, а самого константинопольского Флавиана так побили, что тот вскоре умер.

При новом императоре Маркиане Барсаумо рьяно выступал против Халкидонского Собора, в решениях которого миафизиты видели реабилитацию «несторианства». За свои выступления Барсаумо арестовали и привели в столицу для суда. Императорский судья, стал кричать ему в лицо:

Ты не знаешь, что я могу тебя отправить в ссылку в земли, где нет воды?.

Святой отвечал:

Господь источников пошлёт мне дождь с небес и родники из земли, можешь ли ты сослать меня туда, где нет Господа?

Судья горделиво отвечал:

Да, я могу.

Барсаумо в ответ сказал:

Нет места, где бы не присутствовал Господь, кроме трона, на котором сидишь ты и трона, на котором сидит Маркиан. Если ты отправишь меня в эти два места, Господь придёт и туда, ради меня.

Судья пришёл в ярость и пообещал разрезать святого на куски. Мор Барсаумо сказал ему:

О, ты, твой отец и хозяин Феодосий из уважения ко мне обычно стоял в моем присутствии, а ты пытаешься угрожать мне? Не судить тебе впредь (т.е. ты скоро умрёшь - прим).

В общем так задавил судью авторитетом, что тот ретировался из судилища и вскоре действительно помер.

Инцидент напугал Флавиуса Маркинана. Император освободил Барсаумо из темницы и отпустил обратно в монастырь. Плюс ко всему пожаловал ему денег, достаточных для покрытия расходов его самого и его монахов, но Барсаума покинул столицу, не взяв ничего из предложенного. Когда архимандрит был в дороге, царица Пульхерия написала ему следующее:

Мы хотели, чтобы ты был отцом и советником для нас, но ты отказался. Поэтому мы приказали тебе вернуться с миром в твой монастырь, чтобы мы не приходили к вам и вы не приходите к нам» (говоря по простонародному, мы тебя не тронем, и ты не высовывайся и не бузи - прим).

Барсаумо ответил, что сделает это, но уверен, что царица покинет свое царство до его возвращения в монастырь. Пророчество святого полностью осуществилось, и Пульхерия умерла до того, как тот достиг своего монастыря.

Епископы – халкидониты написали письма ко многим церквям, призывая предать его анафеме, но их призывы были отвергнуты. Народ яростно осуждал это отлучение и заявляя о своей поддержке Мор Барсаумо и его миафизитской доктрины. Видя, что их план провалился, епископы – халкидониты принялись давить на императора Маркиана, чтобы тот отправил военную команду арестовать Барсауму. Услыхав новости об этом, Барсаума сказал

Я очень надеюсь, что Маркиан не властен надо мною, потому, что моя смерть заберёт его из мира живых.

И действительно, как только душа великого аскета отошла в лучший мир 3 февраля 457 года, Маркиан тоже умер.

Сиро – православная Церковь празднует память Мор Барсумо, «главы скорбящих» 3 февраля.

В честь Барсаумо был назван известный яковитский монастырь под Мелитеной, в котором принял постриг патриарх Михаил Великий.

Составлено по:

Источник 1.

Источник 2.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427