Ну с Пуримом что ли?

Совсем забыл 20 и 21 марта 2019 был еврейский праздник Пурим. О его истории читайте здесь и здесь.

Историки обычно отрицают историчность событий, изложенных в книге Эсфири. Во-первых, потому, что о них отсутствуют всякие упоминания в нееврейских источниках, что удивительно, учитывая количество экстерминированных гоев (75000 человек). А во вторых, потому, что видят в данном предании еврейский римейк месопотамских мифов (имя Эсфирь происходит от имени богини Иштар, а Мардохей - от имени Мардук).

Процитирую:

…Имя Гаман הָמָן в науке принято считать именем верховного божества Элама Хуммана/Хумбана. Его родовое имя Агаги похоже на распространённое эламское имя Аггага/Агага. Имя его жены Зереш тоже встречается в Эламе в форме Зираш или Амма-Зираши… Элам был вечным историческим врагом Вавилона. Антагонист Амана Мордехай носит имя главного вавилонского божества. А действие книги Эстер происходит в Сузах, столице Элама.
Получается, что Аман – это эламский верховный бог Хумбан. Его противники Мардохей и Есфирь (Эстер) – это вавилонские верховые боги Мардук и Иштар. Т.е. в основе Книги Есфирь лежит некая история о борьбе между богами Элама и Вавилона, в которой победили вавилонские боги."

Оппоненты возражают, имя Мардук встречается в документах времён Ахеменидов. Так звали даже не одного, а нескольких чиновников семитского происхождения.

Цитирую:

На клинописной табличке, найденной в Борсиппе (культовом городе-спутнике Вавилона) и датируемой периодом конца царствования Дария I или началом царствования Ксеркса I, повествуется о высокопоставленном чиновнике по имени Мардука (Marduka), который был финансовым инспектором (sipir) при персидском дворе в Сузах. Налицо тождество не только с еврейским произношением имени - Мардокай, но и том, что клинописный Мардука, как и библейский Мардохей, занимал высокопоставленную должность при персидском дворе в Сузах во времена Ксеркса I. Можно с большой долей вероятности предположить, что это одно и то же лицо. "Постоянно используемое выражение книги Есфирь о Мардохее как "сидящем при царских вратах" указывает на его статус судьи или придворного чиновника персидского двора до его возвышения как визиря, - пишет Р. Гордис (R. Gordis).
(Священник Александр ТИМОФЕЕВ, священник Димитрий ЮРЕВИЧ. КНИГА ЕСФИРЬ: ШАГ К ПОНИМАНИЮ
Текст Священного Писания глазами библейских археологов).

Имя «Мордехай» - неизвестного происхождения, но считается идентичным имени Мардука или Мардуку, которое является именем должностных лиц при персидском суде, упоминаемых в тридцати текстах (из административных архивов Персеполиса), начиная с правления Ксеркса I и его отца Дария, и может относиться к четырем людям, один из которых мог послужить прототипом для библейского Мордехая.
(англоязычная Википедия).

Видимо, истина где-то посередине. Вполне возможно, у какого-то из Ахеменидских правителей была любимая наложница (не жена, раз о ней нет упоминаний), носившая имя в честь ваваилонской богини и пристроившая своего брата на хлебное место. Она же, используя административный ресурс могла расправиться с кем-то с тамошних антисемитов. Но количество жертв при этом было невелико. Поэтому память о событии сохранилась только у евреев.

Ещё статьи по теме:

8 марта. Эсфирь, Пурим и чудаки на букву М.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427