Почему иудеям запрещалось держать слуг-христиан.

3 May 2020
Статья из Уголовного уложения 1845 года.
Статья из Уголовного уложения 1845 года.

Несмотря на то, что иудаизм вроде как на первый взгляд не прозелитическая религия, тем не менее законодательства многих христианских стран, начиная с вестготской Испании ("Вестготская правда", Lex Visigothorum) и заканчивая "«Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» в редакции 1845 года (времена Николая Павловича Незабвенного) категорически запрещали иудеям держать христиан в качестве рабов и слуг под той причине, что те могут их отвратить от христианской веры и обратить в иудаизм.

Но это только на первый взгляд иудаизм не прозелитическая религия. В первые века новой эры иудеи вели активную миссионерскую деятельность причём по всей тогдашней греко-римской ойкумене, о чём упоминал даже сам Иисус: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Евангелие от Матфея, глава 23 стих 15).

Потом, когда христианство стало господствующим вероисповеданием сначала в Римской империи, затем в европейских государствах, возникших на её руинах, а на Ближнем Востоке утвердился ислам, иудеям, занимавшимся прозелитизмом открыто, грозила смерть + очень большие неприятности для иудейской общины в целом.

Почему иудеям запрещалось держать слуг-христиан.

Посему единственные, кто мог стать объектом иудейского миссионерства - это слуги и рабы. Тем более, что Тора прямо поощряет миссионерить слуг и рабов, как людей, живущих вместе с "детьми Завета".

"Если же поселится у тебя пришлец, и захочет совершить Пасху Господню то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению её, и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть её. Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами". (Исх.12:48,49)

"Если будет жить у вас пришелец, то и он должен совершать Пасху Господню по уставу о Пасхе и по обряду её он должен совершить её. Один устав пусть будет у вас и для пришельца, и для туземца". (Чис.9:14).

Главным принципом в обращении с рабами было напоминание: помни, «что и ты был рабом в земле египетской». Обрезанные рабы священников даже могли принимать в пищу то, что по праву являлось священнической частью, то есть они являлись как бы частью семьи, домочадцами.

Со временем потомки рабов, принявших иудаизм становились полноправными членами общины. В этом кстати большое сходство с положением рабов у чеченцев, которые тоже считались скорее младшими членами семьи и тоже со временем интегрировались в чеченское сообщество при условии принятия ислама (о чём есть многочисленные свидетельства этнографов).

И да, так как обращение слуг-христиан для иудеев было чревато весьма плачевными последствиями, то рабов-язычников обрезывать можно было не страшась наказания. В раннесредневековой Европе таким многочисленным контингентом было славянские рабы. А евреи активно участвовали и в работорговле и активно покупали рабов. Посему гипотеза Амирама Григорова о том, что если не большинство, то весьма значительная часть ашкеназов - потомки обращённых в иудаизм славян видится мне весьма правдоподобной. По крайней мере именно этим можно объяснить наличие среди них большого числа светловолосых и голубоглазых людей.