Средневековый азербайджанский мыслитель об Арцахе.

1 May 2020
Средневековый азербайджанский мыслитель об Арцахе.

Тут в комментариях некоторые пользователи (из тех, кто может по человечески выражаться, без ругани и оскорблений) писали мол, "какой Арцах, данная земля всегда именовалась Карабахом", "в каких исторических документах упоминается Арцах".

Ну вот пожалуйста, название Арцах упомянуто в произведении, принадлежащем перу такого средневекового автора как Мхитар Гош, которого современная азербайджанская пропаганда записывает в "средневековые азербайджанские мыслители" [1]. Да-да, дорогие читатели, не падайте со стула, несмотря на армянское имя и армянское же прозвище ("Гош" - "короткобородый") он уже стал

Великий албанский (Азербайданский) мыслитель Xll в. Мхитар Гош и его «Книга судебных правил» (Тörə Bitiqi), дошедшая до наших дней на албанском языке

Ну так вот. Оставив на совести азербайджанской пропаганды "албано-азербайджанство" Мхитара Гоша обратимся к его произведению "Подвижничество святого Хосрова, великого и прославленного нового мученика, погибшего в стране Агванской, в стольном городе Гандзаке" [2], где повествуется о смерти за христианскую веру от рук мусульман юноши Хосрова в 1167 году. "Подвижничество..." сохранилось в "Чарынтире" (сборник похвальных речей, мученичеств, житий святых), год создания которого 1187.

Начинается оно со слов:

Во времена владычества эламитян [3] Армянское царство давно уже было окончательно низложено, а остатки ишханов, лишенные всего, рассеявшись, скитались по всей стране, отказываясь повиноваться друг другу особенно те, кто жил в неприступных твердынях страны Арцах

[ Цитата по книге Новые армянские мученики (1155-1843). Перевод, предисловие и примечание Тер-Давтян Кнарик. Ереван. Издательство "Наири". 1998 год. Страница 1]

Это, напомню XII век - время жизни Мхитара Гоша

А топоним Карабах впервые упомянут арабским историком в 1319 году, за ним армянским историком Товма Мецопеци (Фома Мецопский)- в конце того же года, а в начале 15 века - персидским историком Газвином.

Вот и думай после этого.

Примечания:

1. Всё просто, раз Мхитар Гош жил в Гяндже (средневековый Гандзак), то стало быть он "древний албано-азербайджанец", ведь "армяне на Кавказе не жили". Традиция восходит к "великим азербайджанский учёным" Зии Буниятову и Фариде-ханум Мамедовой.

2. Небезызвестная Фарида Мамедова относит это сочинение к "разряду памятников местной албанской историографии" См. Ф. Дж. Мамедова "Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н. э. - VIII в. н. э.)" Баку: Элм, 1986. Страница 21.

3. Эламитяне - явный анахронизм в труде Гоша. Так назывался в древности народ, населявший страну, лежавшую восточнее Вавилона. В Библии Элам — олицетворение грозного и безжалостного завоевателя, одна из могущественных наций, которые Бог обрек на неминуемую гибель:

И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.

Здесь под эламитами Мхитар подразумевал кочевых тюрков (туркоманов), пришедших из Средней Азии (Туркестана), занимавшихся разбоем и грабежом. Зимой они спускались на равнину Аррана, а летом уходили на альпийские пастбища Сюника и Арцаха.

Ещё статьи по теме:

Армяне в Карабахе. Кем себя считали карабахские мелики.

Армянский памятник Марага-150.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427