Тетри Гиорги, "Белый Георгий". История символа Грузии.

Я думаю любому, кто хоть немного знает историю Грузии, известно о том, как в единоверной нам стране почитается святой великомученик Георгий Победоносец. Но весь прикол в том, что Белый Георгий скажем так не вполне христианский персонаж, а, как минимум, наполовину языческий. И история его использования в качестве общегосударственной эмблемы – наглядный пример того, как светский национализм часто идёт рука об руку с язычеством. Т.е. светские националисты, борясь с христианством, в поисках «исконно-посконного народничества» обращаются к дохристианским верованиям – то есть, говоря на чистоту, бесовским культам (ибо «все боги язычников суть бесы; Господь же небеса сотворил» (Псалом 95 стих 5)). Слава Богу, у грузин преклонение перед «верой предков» не зашло столь далеко и не привело к столь фатальным последствиям как, к примеру, у славян, осетин, армян или немцев. Во всяком случае, я не слышал о существовании в Грузии сколь либо значительных общин последователей «родной веры», хотя, конечно же, многочисленные пережитки языческой обрядности есть и у них, к одному из них (в целом безобидному, но всё же…) обратились грузинские меньшевики в 1918 и их последователи в 1991.

Но, обо всём по порядку.

Итак, до принятия грузинами Православного Христианства среди горцев восточной части страны существовал культ мужского божества Луны (отметим чисто ради интереса, что, к примеру, у персов, оказавших ещё в языческие времена огромное религиозно-культурное влияние на грузин, божество Луны – Мах было женским. До сих пор в персидских песнях возлюбленная сравнивается с Луной)

Как этого самого лунного бога звали точно неизвестно. То ли его имя также было созвучно с "Гиорги", то ли оно забылось и от него остался только эпитет «Белый», но тем не менее в народном сознании восточногрузинских горцев Георгий Победоносец отождествился с Белым Георгием, по грузински "Тетри Гиорги".

Церковь Белого Георгия в Ацкури.
Церковь Белого Георгия в Ацкури.

Грузинские церковники действовали также как и их собратья, к примеру, на Руси. Стремясь вытеснить из памяти прихожан память о старых божествах, они на месте, где почитали лунного бога – в Кахетии построили в XIV веке храм в честь Белого Георгия в деревне Ацкури (нынешний Ахметский муниципалитет), недалеко от монастыря Алаверди и установили локальное церковное празднование в честь Георгия Победоносца как «Белому Георгию» (Тетра Гиоргиоба). Сей интересный синкретический культ существовал многие века и имел свои особенности – например, существовали общины девушек, посвящавших себя Белому Георгию и именовавшихся, если я не ошибаюсь, «невестами Белого Георгия».

Вход в храм Белого Георгия.
Вход в храм Белого Георгия.

Как бы то ни было, но культ «Белого Георгия» был долгое время просто интересной локальной этнографической традицией. Пока…

Пока в 1918 году Грузинское государство не получило независимость от России и к власти в стране пришли социал – демократы (меньшевики). Эти товарисчи как и большинство левых националистов и социалистов отрицательно относились к Православной Церкви, считая её тормозом прогресса, угнетательницей народных масс, источником мракобесия, виновницей неграмотности и невежества простых людей и т. д. и т.п. И когда перед ними встал вопрос о государственной символики, то использовать чисто христианские символы, в том числе и каноническое христианское изображение Георгия Победоносца им о-очень не хотелось.

И они начали фантазировать.

"…после провозглашения независимости Грузии возникла необходимость в создании её герба, чтобы изобразить его на деньгах. Депутат Ираклий Георгиевич Церетели (1882—1959, в июле-сентябре 1917 года – министр внутренних дел Временного Российского правительства) предложил от правящей Социал-демократической рабочей партии Грузии избрать гербом символическую эмблему Амирани, освобождающегося от цепей (грузинский аналог мифа о Прометее). Это было включено в условия конкурса, изданные правительством 11 июля 1918 года.

Эта точка зрения на концепцию государственного герба вызвали отрицательную реакцию грузинского общества, особенно среди членов Художественной Комиссии. Ведущий грузинский историк, председатель Грузинского историко-этнографического общества, декан филологического факультета Тифлисского университета, профессор Иван Александрович Джавахишвили (1876-1940, ректор Тифлисского университета в 1919-1926 гг, академик АН СССР) предложил, что в государственном гербе Грузии должен быть изображен белый Св.Георгий с семью планетами, т.к. этот образ неразрывно связан с самим существованием грузинской нации.

Иван Александрович Джавахишвили.
Иван Александрович Джавахишвили.

Кроме того, зная отрицательное отношение социал-демократов к религии, И.А.Джавахишвили предложил правительству удалить нимб святого из изображения Св.Георгия, после чего в гербе не будет никакого религиозного содержания.

17 сентября 1918, на сессии парламента председатель Художественной Комиссии, председатель Союза писателей Грузии поэт Котэ Макашвили (1875-1927), зачитал законопроект о гербе Республики Грузии, утверждая, что «невозможно представить грузинский герб без изображения Св.Георгия, по имени которого иностранцы называют нашу страну «Георгия». И они будут очень удивлены, если не увидят в гербе независимой Грузии образа лучшего представителя грузин, Белого Рыцаря верхом, жаждущего славы героя и первопроходца к обнадеживающему будущему» Котэ Макашвили отметил также, что: "Я не буду говорить ничего о причине, почему мы не изобретаем нечто новое для эмблемы. Мечта не имеет никаких границ. Можно изобрести много новых и хороших вещей, но это будет означать, что мы не обладали никакой красивой и сильной традицией, и при поиске сомнительного драгоценного камня мы потеряли жемчуг".

"Белый Георгий" на банкнотах меньшевистской Грузии.
"Белый Георгий" на банкнотах меньшевистской Грузии.

При обсуждении законопроекта от имени фракции большинства, И.Г.Церетели сделал поставил на голосование вопрос об утверждении изображения освобожденного Амирани для республиканского герба, но его предложение было отклонено 33 голосами против 16 при одном воздержавшемся и 20 сентября 1918 года Белый Гиорги с семью планетами был одобрен как герб, рисунок которого был создан проживавшим с 1918 года в Грузии известным графиком и театральным художником профессором Иосифом (Осипом) Адольфовичем Шарлеманем (1880-1957, основатель и академик Академии художеств Грузинской ССР), сыном живописца Его Величества, академика Адольфа Иосифовича Шарлеманя Боде (1826-1901), автора официальных рисунков большого, среднего и малого гербов Российской империи, утвержденных в 1882 и 1883 годах.

Как мы видим, грузинские меньшевики постарались убрать из государственной символики любые отсылки к христианству, зато охотно использовали языческую солярную и селеническую символику.

Отказ от христианства даже атеистов неизбежно приводят к реверансам в сторону язычества. И история с Белым Георгием – наглядный пример.

Герб с Белым Георгием использовался вплоть до оккупации и аннексии Грузии Красной Армией, но, что интересно, некоторые элементы меньшевистского герба Грузии были использованы в символике. Судите сами:

Звезда правда не семиконечная, а пятиконечная, но отсыл к гербу Грузии виден как говорится невооружённым глазом

Патриотический Союз "Тетри Гиорги".

Один из основателей организации "Тетри Гиорги" Леон Кереселидзе в молодости.
Один из основателей организации "Тетри Гиорги" Леон Кереселидзе в молодости.

А название Тетри Гиорги после советской оккупации усвоила себя националистическая организация грузинских эмигрантов - националистов, боровшаяся против большевиков за независимость страны. "Патриотический Союз Тетра Гиогри" была основан в Париже в 1925 году генералом Леоном Кересселидзе, ветераном Первой мировой войны и профессором Михаил Церетели, известный ученым, специалистом по Ближнему Востоку.

Шалва Маглакелидзе, почётный член "Тетри Гиорги", один из создателей Грузинского Легиона в составе Вермахта.
Шалва Маглакелидзе, почётный член "Тетри Гиорги", один из создателей Грузинского Легиона в составе Вермахта.

Среди почётных членов «Тетра Гиогри» были генерал Шалва Маглакелидзе и другие представители интеллектуальной элиты Грузии, такие как д-р Александр Манвелишвили, д-р Григол Робакидзе, д-р Виктор Нозадзе, и д-р Калистрат Салия.

Михаил Церетели - один из основателей организации "Тетри Гиорги".
Михаил Церетели - один из основателей организации "Тетри Гиорги".

Организация, находясь в эмиграции, стремилась обеспечить поддержки Европейских стран в деле признания независимости Грузии и освобождения её от коммунистов. Во время Второй Мировой Войны, «Тетри Гиорги» нашёл себе покровителей в лице властей III Рейха. В 1942 году в состав организации влилась Грузинская Национал-Социалистическая группа под руководством Георгия Магалашвили, и «Тетри Гиорги» был переименован в Грузинскую Национал-Социалистическую Партию «Тетри Гиорги».

Но надо заметить, что несмотря на тесное сотрудничество «Тетри Гиогри» с гитлеровцами и службу многих его членов в Вермахте, организация далеко не во всём разделяла идеологию германских нацистов. Ее руководитель, профессор Церетели, решительно выступил против принятия Устава партии в эмиграции, призвав учитывать местные кавказские особенности после того, как деятельность партии будет перенесена в Грузию, освобожденyю от советской оккупации. Предположу, что некоторые идеологические разногласия были связаны с тем, что грузинам был чужд германский расизм и антисемитизм.

После поражения гитлеровской Германии в войне, деятельность грузинской эмигарциии сошла на нет, и «Тетри Гиорги» канул в Лету.

Под влиянием эмигрантского «Тетри Гиорги», в подъярёмной большевикам Грузии, возникли три подпольные ячейки

- один – под руководством адвоката Евгений Гваладзе - в 1926-1937;
- вторая - во главе с полковником Грузинской Национальной армии (1918-1921 гг.) Александр Чавчавадзе - в 1928-1930
- третья, в которой участвовал видный грузинский писатель Чабуа Амиреджиби - в 1940-х годах.

Все были быстро нейтрализованы НКВД и их члены были репрессированы.

Отсюда.

Современность.

Но вернёмся к истории нашего Белого Георгия.

После повторного обретения Грузией независимости в 1991 году была возвращена символики меньшевистской Грузии, в том числе и «Белый Георгий». Кроме как на официальном гербе страны, «витязь Георгий без нимба в семиконечной звезде» был отличительным знаком печально известной военизированной организации Мхедриони, основанной уголовником Джабой Иоселиани, члены которой участвовали в свержении законного президента Грузии Звиада Гамсахурдиа и «прославились» своими зверствами в ходе грузино – абхазского конфликта.

Джаба Иоселиани и "Мхедриони".
Джаба Иоселиани и "Мхедриони".

Приход к власти в Грузии президента Михаила Саакашвили ознаменовался появлением новой государственной символики – герба и флага, имеющих ярко выраженные христианские атрибуты.

На новом гербе страны Георгия Победоносца начали изображать в его канонически –православном виде с нимбом и крестом на навершии копья.

А «Белый Георгий» стал достоянием истории.

Составлено по:

http://en.wikipedia.org/wiki/Tetri_Giorgi
http://www.heraldicum.ru/gruzia/1918g.htm
http://geraldika.ru/symbols/2516

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427