Византия, арабы и религиозные споры.

14.07.2018

Мой перевод отрывка из "Хроники Сеерта" "несторианского" летописца IX века.

Книга 3, глава 22. Еретики и Юстин

Когда Юстин [1] узнал о том, что еретики принимают причастие для того, чтобы потом его [Причастие] выкинуть, то пришёл в гнев и, по совету Иоанна [2], патриарха Константинополя, приказал арестовать их в Пальмовое [2] воскресение. Одни из них были брошены в тесные тюрьмы, другие же бежали в Сирию. Он [Юстин] отправил письма чиновникам, ответственным за охрану границ с Персией, приказав изгнать монофизитов, отказывающихся исповедовать Две Природы [3].

Некоторые [из еретиков] бежали в Хиру [4].

Католикос Шила, всецело преданный Господу, найдя их там, предложил им на выбор: либо исповедание Двух Природ, либо диспут, либо убираться прочь. Те отказались от предложения, имея поддержку еретика аль - Хажжажа (Hajaj), сына Кайса (Qais) из Хиры и придворного аль – Мундира [5] (Mundhir), сына Наамана [6], царя арабов.

Шила спрашивал их в пристутствии Мундира и его приближённых, говоря:

Что вы скажете? Или Господь Логос (Бог Слово) получил плоть от Мариам или же Его Лицо стало плотью?
Если вы признаёте второе утверждение, то кем был Тот, который, как говорят, начал жизнь в теле женщины, был зачат и рождён? Который плакал, испытывал жажду, умер и был погребён.

Они ничего не ответили.

Присутствующие подтвердили ортодоксию своей веры.

Юстин направил письмо Мундиру c просьбой изгнать бежавших к нему еретиков. Мундир согласился и одни принуждены были бежать, другие затаились. Некоторые из них нашли убежище в Награне [7], где поселились и распространили учение Юлиана, учителя Северуса, о том, что тело Иисуса ниспослано с небес.

Это учение приобрело последователей по всей земле Пирама [8]

Еретики ввели в заблуждение людей, бежавших из Верхнего Египта от имперских властей. Они [выходцы из Египта] позднее были обращены [к исповеданию Двух Природ] Мар Авдой, сыном Ханифа (Hanif), построившим монастырь в Гамре (Gamra).

Шила умер в 34 год правления шаха Кавада, после 18 лет патриаршества [9].

Юстин повелел Иоанну, патриарху Константинополя, преемнику Тимофея, анафематствовать Северуса, Якова и их последователей. Иоанн, собрав 43 епископов, отлучил тех от церкви. Он перенёс кости Македония и погрёб их рядом с другими [святыми] отцами. Он [Иоанн] умер, пробыв предстоятелем Церкви 2 года.

Его преемником был Епифаний, учёный. По повелению Юстина он отлучил от Церкви Петра, Северуса, Якова и всех их последователей. Он [Епифаний] просил императора подвергнуть изгнанию язычников. Однако некоторые из язычников крестились. Одни уверовав, другие опасаясь императорского гнева.

Примечания:

1. Юстин – византийский император в 518 – 527 года

2. Иоанн – константинопольский патриарх в 518-520 годах.

2. Вербное воскресение.

3. «Несторианская» Церковь Востока, к которой принадлежал автор «Хроники Сеерта», также как и греко – православные сторонники Халкидонского собора, учит о двух природах – Божественной и Человеческой в одном Лице Иисуса Христа. Обличаемые автором «монофизиты» - противники Халкидонского собора, исповедовали Единую (Одну) Богочеловеческую Природу Христа.

4. Хира – ныне не существующий город на территории современного Ирака. Во времена Сасанидской Персии был столицей вассального иранскому шаху арабского государства, в котором правила династия Лахимидов.

См. Аль – Нуман, арабский царь – христианин.

5. Аль – Мундир – арабский правитель Хиры из династии Лахимидов в 512/513—554 годах годах.

6. Нааман – арабский правитель Хиры из династии Лахимидов.

7. Награн (Наджран) столица Хымьяра, связанного с Эфиопией (Аксумом) арабского царства на территории нынешнего Йемена.

8. Неизвестная местность, находившаяся, вероятно, недалеко от владений Лахимидов.

9. Шила – патриарх – католикос Церкви Востока в 503 - 520 годах

Дополнение.

Эту же историю о религиозном диспуте с участием арабского царя Хиры аль – Мундира вспоминает св. Максим Грек в своём полемическом произведении «Против армянского зловерия». Разумеется, никакой «несторианский» католикос в рассказе у Максима Грека не фигурирует. А сторонники «монофизисткого» учения о теопасхизме оказываются посрамлены самими царём, который у св. Максима выступает под именем Аламундара Измаильтянина, якобы принявшего греко-православие (хотя христианство Аль – Мундира является предметом дискуссий, в отличие от его преемника Аль - Нумана):

А что это еретическое мудрование есть хульное и богомерзкое и лживое, очень премудро показал Аламундар Измаильтянин, обратившийся к благочестивой Православной Вере христианской и крестившийся со всем домом и родом своим. Ибо Севир скверный, услышав об обращении измаильтянина от отеческого своего нечестия к православной вере, послал к нему двух единомудренных себе епископов, стараясь обратить его в свою богомерзкую ересь. Когда они пришли и долго говорили ему о Севировом учении, он отпустил их, сказав: «Завтра еще поговорим об этом». Когда же они ушли, он приказал одному из служащих ему верному слуг, сказав: «Когда опять придут ко мне посланные Севиром и начнут говорить мне еретическое свое учение, то ты подойди ко мне, и шепотом скажи на ухо: архангел Михаил уже умер».
Когда те пришли и долго хитрословили пред новопросвещенным Аламундаром, то среди их беседы подошел к нему вышеупомянутый слуга его, и прошептал на ухо своему господину, как было ему приказано. Тогда Аламундар тотчас притворно стал печалиться и скорбеть и, опустив голову вниз к персям, сидел молча, не обращая внимания на слова епископов. Когда же те стали усердно допытываться о причине его столь сильной скорби, он ответил им: «Я получил известие, что архангел Михаил умер; то как же не скорбеть мне, когда я лишился такого хранителя?» Те тотчас возопили: «Не верь, достоуважаемый князь, отнюдь не придавай значения такому известию, это явная ложь, ибо ангельское естество смерти не подлежит, будучи создано Создателем всех бессмертным».
Тогда Аламундар сказал им: «Скажите же мне вы, прошу вас, если ангельское естество, которое Создатель всех по благодати своей создал бессмертным, не может умереть, то безначальный и присносущный, един имеющий по естеству бессмертие, во свете живый неприступнем, – как мог умереть бессмертным Божеством Своим во время спасительных Своих страданий? Вы сильно заблуждаетесь и далеко отстоите от истины с учителем вашим». Таким премудрым умышлением новопросвещенный тот измаильтянин заградил им уста и посрамил их.

Явно речь в данном случае идёт именно об лахмидском царе, ибо одноимённый Аламундар, царь Гассанидов держался "миафизитства".