Джон Барнард возвращается в Индикар

13.07.2018

В прошлый раз мы рассказали с чего начинал гениальный гоночный конструктор Джон Барнард. В этом выпуске мы остановимся на его самостоятельном творчестве. Не все машины из нижеприведенного списка он создавал единолично, но уж до ума он их точно довел. Или пытался это сделать...

5. Mclaren M25

Прототип М25
Прототип М25

В 70-х пользовались популярностью гонки Формулы-5000 - некого близнеца Can-Am, но с открытыми колесами. Компания Mclaren участвовала в серии практическим с момента ее зарождения и на их машинах в начале 70-х годов завоёвывались чемпионские титулы как в американском чемпионате F5000, так и в европейском. Но ближе к середине 70-х в серии стали доминировать автомобили фирмы Lola.

После удачного Mclaren M10 для F5000 компанией был сконструирован менее удачная модель M18 и провальная М22. Эти машины для клиентов марки Mclaren строились компанией Trojan. Пути-дорожки с Trojan разошлись и Mclaren решили строить очередную машину самостоятельно.

За основу нового автомобиля для F5000 была взята удачная конструкция Mclaren M23 из Формулы-1. Прототип болида создали еще в 1973 году, но чехарда с финансированием не позволила выпустить машину вовремя. Разруливать ситуацию с технической точки зрения привлекают Барнарда.

В 1975 году Барнард конструирует новый Mclaren M25, но этот загадочный проект так и никогда не материализуется.

6. Parnelli VPJ4 и VPJ6

 Гран-при Бразилии 1975. Марио Андретти пилотирует VPJ4.
Гран-при Бразилии 1975. Марио Андретти пилотирует VPJ4.

Джон Барнард уходит из Mclaren к новому работодателю - американцу Парнелли Джонсу. Машины победителя Инди-500 1963 года выиграли эту гонку в 1970 и 1971 годах. Пережив "британское вторжение" маленьких автомобильчиков в американские гонки 60-х годов, Джонс был полон решимости нанести ответный удар Формуле-1.

Парнелли Джонс поверил в талант Джона Барнарда и пригласил его в команду. Спонсором выступил шинный концерн Firestone, а гонщиком стала американская мега-звезда Марио Андретти. Однако главным конструктором был не Барнард, а Морис Филлип из Lotus, который и создал для команды автомобиль Parnelli VPJ4.

В первой же гонке, на Гран-при Канады 1974 года, машина приезжает на седьмое место. Но команду покидает спонсор Firestone. Весь 1975 год Барнард занимается доработкой американского автомобиля. В условиях сокращенного бюджета его вклад был неоценим. 4 место в Гран-при Швеции и 5 в Гран-при Франции 1975 года были неплохими результатами для новой команды. 1976 год коллектив начал с шестого места в Гран-при ЮАР, но отсутствие денег стало причиной ухода Парнелли Джонса из Формулы-1.

Эл Анзер и Parnelli VPJ6B
Эл Анзер и Parnelli VPJ6B

Барнард переделывает формульный болид в машину для гонок на овалах - Parnelli VPJ6. В нем он использует поперечную коробку передач с целью устойчивости и улучшения аэродинамики. На этом автомобиле Эл Анзер выиграл три гонки в сезоне 1976 года.

Parnelli VPJ6C команды Interscope
Parnelli VPJ6C команды Interscope

Разнообразие обязанностей Барнарда в Parnelli поражало. Формула-1, Индикар, трансмиссия для внедорожника Parnelli, интеграция турбодвижков Cosworth DFX в гонки Индикар.

Кстати, с турбодвижками DFX, которые являлись уменьшенными формульными DFV с турбоанддувом Барнард пришлось много повозиться. Кит Дакворт из Cosworth не верил в турбонаддув и обзывал команду Барнарда идиотами, потому что они пытались снять 800 лошадиных сил с двигателя, рассчитанного на 500...

Но движок удался на славу... практически до конца 80-х Cosworth DFX царствовал в американских гонках, выиграв 151 гонку, в том числе 10 Инди-500 с 1978 по 1987 годы.

7. Chaparral 2k

Chaparral 2K
Chaparral 2K

После успеха с Parnelli Джон Барнард присоединится к другому известному в гоночных кругах американцу Джиму Холлу. Его часто вспоминают как создателя оригинального автомобиля Chaparral 2J, имевшего вентиляторы, чтобы отсасывать воздух из-под днища автомобиля с целью создания прижимной силы. Холл наблюдал за Формулой-1 и знал, что в Lotus-78 конструкторы сумели приручить граунд-эффект без применения вентиляторов.

 На фото прекрасно видно как шикарно проработана аэродинамика 2K
На фото прекрасно видно как шикарно проработана аэродинамика 2K

Они с Барнардом должны были сделать подобное в Индикар. Машина с индексом 2К получилась очень изящной. В ней Барнард блестяще воплотил все плюсы граунд-эффекта.

"Для меня 2K был лучшим автомобилем, который я когда-либо делал, потому что он был полностью разработан мной", - вспоминал Барнард. "Я начал с полностью чистого листа бумаги, и это была одна из тех вещей, где проектировал все, без переделок".

Уже в процессе работы над 2К проявилась знаменитая тяга Барнарда к дому. Но в тот момент она была оправдана беременностью его жены. Он разрывался между Англией и США.

Chaparral 2K на фестивале в Гудвуде
Chaparral 2K на фестивале в Гудвуде

В 1979 году Анзер был близок к победе на Инди-500 на новой машине, но сошел из-за поломки трансмиссии. Но уже в конце сезона на овале в Финиксе к Chaparral 2K придет первая победа.

В 1980 году Джонни Ратерфорд завоевал поул и победу в Индии-500 на Chaparral 2K. На творении Барнарда он победит как в чемпионате CART, так и в чемпионате USAC ( в 1980 раскол между сериями был в самом разгаре).

А в этом время в Европе восстанавливал из гоночного забвения легендарную команду Mclaren некто Рон Деннис. И ему был нужен конструктор...

Было интересно? Читайте:

История Формулы-1: команды-"однодневки" III

Джон Барнард - с чего начинал непонятый гений

Найджел Мэнселл - король-лев с замашками гладиатора

Не пропустите наши публикации о прошлом и будущем Формулы-1.

Лайкайте и подписывайтесь!