Как создать рекламу для социального предприятия за три дня? Ответ найден и протестирован в Югре

Социальное предпринимательство, как и обычный малый бизнес или дело жизни самозанятых граждан последние годы находится в зоне повышенного внимания, но редко находит очевидные и понятные формы поддержки. Особенно если речь идет о предоставлении помещений, денег или даже обеспечения рекламы и сбыта. Самое свежее заявление о необходимости помощи малому бизнесу и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы прозвучало в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 7 мая 2018 года.

Информационная поддержка социальных предпринимателей

В детализации Указа говорится о необходимости создания системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология. Одновременно продолжается обсуждение специального закона о поддержке социального предпринимательства. И еще заметнее активность вокруг такого элемента социального предпринимательства, как добровольчество, ведь 2018 год объявлен Годом добровольчества (волонтерства). По мнению помощника Президента Андрея Белоусова волонтерство и социальное предпринимательство – «это как сообщающиеся сосуды» и нужно эти коммуникации формировать.

В случае с обеспечением финансовой и имущественной поддержки предпринимателей – а в случае с социальными предпринимателями речь идет и о СО НКО и о ИП и ООО, вопросы постепенно решаются, в ряде регионов созданы успешные практики (например, предоставления сертификатов на получение услуг в социальной сфере), а вот в вопросах информационной поддержки и тем более прямой рекламы и сбыта пока решений немного. Можно увидеть каталоги социальных предприятий, в том числе каталог «Социальное предпринимательство России», проект фонда «Наше Будущее» «Больше чем покупка», с предоставлением возможности реализации своей продукции через сети АЗС «Лукойл» и... возможно это всё.

Да, в рамках Школ социальных предпринимателей и образовательных программ уже десятков Центров инноваций социальной сферы проводятся семинары и вебинары по маркетингу, но они редко носят прикладной характер непосредственного вывода на рынок продукта, услуги, социального проекта.

Решение задачи разработки рекламной кампании и даже ее непосредственного производства – актуальный и важный вызов, как для самих социальных предпринимателей не зависимо от их формы собственности, так и для всех структур поддержки.

Задача потребовала объединения усилий сразу нескольких экспертных организаций – фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, компании «Смыслотека» (бренд «Объясняшки»), центра рекламных исследований Grand Prix и Центра инноваций социальной сферы и Фонда поддержки предпринимательства Югры.

Реализация пилотного проекта прошла в ХМАО-Югра, в Ханты-Мансийске, с 14 по 16 мая 2018 года и получила название "Креативный кампус".

Что такое «Креативный Кампус»?

Так названо решение задачи по разработке рекламных кампаний для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Креативный – так как задача требует инновационного взгляда и точного решения, Кампус – как символ погружения в пространство рекламы на четко ограниченное время интенсивного обучения и практики.

В рамках трехдневного Кампуса - интенсивного образовательного курса около 50 человек (представители СО НКО и СП, журналисты и дизайнеры) проходят последовательно в течение трех дней три стадии работ:

1. Разработка кампании (ситуация, проблема, цель, аудитория, сообщение (инсайт)
2. Производство рекламных материалов (креативная стратегия кампании, упаковка сообщений, обучение созданию видеороликов на специальном программном обеспечении и принципы разработки печатной рекламы)
3. Медиа-планирование и оценка эффективности рекламы с финальной презентацией проекта рекламной кампании

Как устроена работа на Кампусе?

Трехдневная работа основана на нескольких подходах: авторской методике Центра исследований Grand Prix, методике разработки информационных кампаний для НКО «Креативный кампус», апробированной в Нижегородской, Иркутской, Архангельской и Вологодской областях, методике упаковки смыслов «Объясняшки» от компании Смыслотека, а также методической помощи Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway.

Работа ведется в группах и предполагает объединение лидеров проекта или бизнеса и его сторонников, партнеров, журналистов и дизайнеров для обеспечения «второго», потребительского и экспертного мнения.

Специальное программное решение от компании «Смыслотека» помогает создать как короткую рекламу, так и коммуникации в формате «сторителлинга» социального предпринимателя с жителями города, а команда художников-иллюстраторов от Смыслотеки и фонда Gladway помогает через онлайн-коммуникации ускорить и отрисовать наиболее продуманные и близкие к реализации проекты непосредственно во время Кампуса – уже к третьему дню курса и финальной презентации.

Каждый участник, независимо от того, насколько хорошо он владеет навыками художника или копирайтера, создает как минимум готовый бриф или образец рекламы, который затем можно доработать в профессиональной студии – дополнив качественной озвучкой, музыкальным фоном, детальной отрисовкой и версткой печатной рекламы. Однако уже в первом пилотном Кампусе многие участники самостоятельно смогли выйти на качественный, готовый к реализации рекламный продукт.

В Креативном Кампусе в Югре приняли участие более 60 человек, которые работали в 16 командах. Организаторы предполагали исходно, что будет 5-7 команд, но проектных идей и готовых бизнесов, нуждающихся в разработке рекламы, оказалось намного больше.

Все команды представили свои решения, часть из которых практически не требует доработки для размещения в социальных сетях или на поверхностях светодиодных экранов:

Три проекта получили помощь профессиональных художников от «Смыслотеки» и готовый рекламный ролик для размещения в медиа.

Восемь команд на основе представленных материалов получили готовые решения для наружной рекламы, в которых остается только уточнить контакты и скорректировать иллюстрации. В рамках Кампуса они получены из фотобанка Atprint.ru, но в будущем предприниматели смогут снять и свои фотографии для вставки в макеты печатной рекламы.

Примеры макетов на основе данных участников, их сообщения и видеоролика:

Бонусы и дополнительные эффекты кампуса

Еще одна задача Кампуса - синхронизация с региональными программами поддержки. В частности, перед участниками Кампуса выступил представитель Управления общественных связей Ханты-Мансийска с презентацией проходящего в настоящее время в грантового конкурса по финансированию производства и размещения информационных и рекламных материалов СО НКО по продвижению социальных услуг. Таким образом, разработанная реклама может сразу получить поддержку из других программ городской и краевой администрации.

На презентацию Кампуса приглашаются заинтересованные стороны инфраструктуры поддержки негосударственного сектора и медиа. В частности, одним из гостей презентации проектов стала Наталья Корба, главный редактор «АиФ -Югра».

Все участники кампуса получают набор методических материалов – от презентаций до актуальных изданий, например, книги Владимира Вайнера и Натальи Гладких «Оценка эффективности социальной рекламы», изданной при поддержке Минэк РФ Фондом «Гарант» на средства гранта Фонда президентских грантов.

Последним важным звеном Кампуса является инвентаризация возможностей для продвижения рекламы – от местного уровня до размещения в федеральных изданиях, от локальных конкурсов до международных фестивалей. В частности, в данный момент участники могут подать работы (видео/принт) на международный фестиваль рекламы ADSTARS 2018 (Республика Корея), подать заявки на гранты по производству и размещению социальной рекламы города Ханты-Мансийска (для СО НКО), разместить работы в медиа-библиотеке социальной рекламы Atprint.ru, а осенью подать работы на всероссийский конкурс социальной рекламы социальных предприятий и СО НКО «Реклама Будущего» (Москва) и претендовать на включение в каталог «Социальное предпринимательство России 2019»

Перспективы

Три дня Кампуса являются готовым модулем как для самостоятельного проведения в других городах Югры, так и в любом другом регионе, а также могут быть встроены в Школу социального предпринимательства и другие проекты поддержки предпринимателей.

Главное - первый шаг сделан – в Югре протестирован и реализован новый актуальный формат поддержки социального предпринимательства: Креативный Кампус.

Ссылки на публикации по итогам кампуса в СМИ ХМАО-Югра:

Россия. Югория http://ugoria.tv/news/video/28109/
Федерал Пресс http://fedpress.ru/news/86/society/2045717
ЮГРА Ньюс https://ugra-news.ru/article/17052018/67469
БизнесЮгры.рф https://sb-ugra.ru/news/index.php?news=48935