Немного об инструментах. Скрипка. Часть вторая. Как устроена скрипка.

5 June 2018
771 full read
1,5 min.
1,1k story viewsUnique page visitors
771 read the story to the endThat's 69% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Использованы материалы из книги Л Раабена "Скрипка".
Использованы материалы из книги Л Раабена "Скрипка".

Лучшие скрипичные мастера жили в Италии в городе Кремоне. Выработанный ими в XVI - XVII столетиях тип скрипки сохранился и в наше время. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами триста лет назад до сих пор считаются непревзойденными.

Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, и все они на строгом учете.

Немного об инструментах. Скрипка. Часть вторая. Как устроена скрипка.

Корпус скрипки имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам, образующими талию. Талия нужна для того, чтобы исполнитель мог играть смычком не задевая корпуса.

Верхняя и нижняя плоскости называются деками. Они имеют выпуклую форму. От характера сводов зависят тембр и сила звука. Мастера, совершенствуя скрипку, то увеличивали, то уменьшали своды, настраивая деки. Именно в "настройке" дек и заключен секрет звучания старинных скрипок.

Деки соединены друг с другом обечайками. От высоты обечаек также зависит тембр инструмента. Так, виолы звучали более приглушенно именно из-за большой высоты обечаек.

Немного об инструментах. Скрипка. Часть вторая. Как устроена скрипка.

Высота обечаек связана и со способом держания инструмента. Скрипку с момента появления держали горизонтально, упирая корпус в ключицу. Поэтому возникла необходимость сделать деки невысокими, чтобы инструмент помещался между ключицей и подбородком.

Лак, которым покрывают скрипки, бывает от светло-желтого, до темно-коричневого оттенка. Сквозь лак просвечивает естественная узор дерева.

В верхней деке проделаны два резонаторных отверстия в виде буквы "f". Они называются эфы. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны. Подставка закруглена, чтобы струны не лежали в одной плоскости, и исполнитель при игре на одной струне не задевал соседнюю.

Струнодержатель представляет собой полоску черного дерева, расширяющуюся к центру. Его узкий конец толстой жилой соединен с пуговкой, расположенной на обечайке.

Слева от струнодержателя расположен подбородник - приспособление для удобства держания инструмента. Раньше играли без него и даже держали скрипку не слева, а справа от струнодержателя.

Важнейшей частью скрипки является гриф - длинная пластина из черного дерева . Он крепится к шейке инструмента. Шейка переходит в головку с завитком "улиткой". Старые мастера иногда заменяли "улитку" львиной или женской головой.

В головку вставлены колки, с помощью которых настраиваются струны. Колки делаются из черного дерева, часто украшаются перламутром.

Над грифом натянуты струны. Прижимая пальцами струну к грифу, скрипач изменяет высоту звучания. В "овладении" грифом заключена основная сложность игры на инструменте. Надо отметить, что на грифе скрипке нет ладов, это несколько усложняет задачу. Скрипач играет "на ощупь" или "на слух". Со временем в его левой руке вырабатываются мышечные ощущения, и он запоминает в каком месте на грифе находится тот или иной звук.

Извлекают звук из скрипки смычком. Он состоит из гибкой деревянной трости и волоса. Для смычков обычно используют специально обработанные волосы конского хвоста.

Жмите "лайк" и поделитесь с друзьями этой информацией! Она будет им полезна!