Куда уходят деньги, в какие...

Помните знаменитое высказывание про проблемы России: “В России две беды - дураки и дороги”. В последнее время прославилось и ушло в народ “Денег нет, но вы держитесь тут…”.

Есть ещё много смешных фраз на данные темы, но, уже без смеха - в серьёзных аналитических материалах тоже часто обсуждаются и “дороги”, и “деньги”.

Попробую показать почему “Денег нет…” на примере двух, самых знаменитых российских “бед”.

Каждое правительство в России пыталось закрыть “дорожный вопрос”.
Каждое правительство в России пыталось закрыть “дорожный вопрос”.

Каждое правительство в России пыталось закрыть “дорожный вопрос”.

Самый “оригинальный” способ придумали “демократы” (ФЗ от 18.10.1991 №1759-I “О дорожных фондах в Российской Федерации”).

Они решили, что рынок всё решит сам. Создали “дорожный фонд”, определили источники финансирования и стали ждать результаты. Результаты не радуют, поэтому закон постоянно дорабатывается.

Новые редакции закона выходят часто, постоянно добавляют налоги, акцизы и прочие поборы с населения.

Итак, на сегодня, в дорожный фонд идут:

  • налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • налог на пользователей автомобильных дорог;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • налог на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей);
  • акциз с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;
  • акциз на ГСМ;
  • сборы с платных дорог;
  • сборы системы “Платон”;
  • в дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджета Российской Федерации).

Все эти годы количество лиц, занятых сбором ясака с водителей и владельцев ТС (соответственно косвенно со всего населения) постоянно растёт. Средств на ремонт дорог постоянно не хватает.

Итак, парадокс. С одной стороны денег собирается всё больше, с другой, их всегда не хватает, нескромный вопрос - ПОЧЕМУ?

Кстати, это-же можно сказать практически про всё в России, и точно про всё, чем занимался премьер Медведев.

Например про ЖКХ (квартплата растёт, придумываются новые сборы, а качество обслуживания нет), про образование (количество платных услуг растёт, качество образования падает), про медицину (количество платных услуг растёт, качество обслуживания, количество поликлиник и врачей падает).

Самая животрепещущая тема - пенсионная реформа - тоже самое, пенсионные взносы собраны, а результат “денег нет, но вы держитесь тут…”.

Куда-же всё-таки уходят деньги?

Вернёмся к дорожному фонду (ДФ). Начну с последних инициатив.

Система “Платон”. За первый год работы Платон собрал 16,7 млрд. руб. Из них государство заплатило оператору 10,6 млрд. руб. (примерно 63% дохода на администрирование, на дороги остаётся только 37%).

Платные дороги. К 2020 году планируют собирать примерно 40 миллиардов рублей, из них на дороги тоже пойдёт примерно 40% (24 миллиарда), а 60% (36 миллиардов) арендаторам (владельцам?) дороги лично и на поддержание функционирования системы сбора платежей.

В рамках той-же парадигмы сбор штрафов потихоньку отдают в руки особенно близких (к власти) предпринимателей, так сказать “друзьям слуг народа”.

Заработок конечно гарантировать не сложно - поставьте ограничивающий (часто непонятно почему) знак, рядом камеру и стригите проезжающих. Всё просто и понятно, но почему частник? Я так понимаю, он работает за прибыль себе любимому? Вряд ли ДФ ему ближе собственного кармана.

То-есть деньги собираться будут, как и прежде, но большая часть собранного попадёт в карман лицу обеспечивающему штрафование, лично!

Так вот почему боролись с взятками, водители просто не тем “давали”!?

Примерно 100 миллиардов рублей штрафов в год. Если правительству удастся передать всё в частные руки, то в бюджет ДФ из 100 будет попадать, скорее всего, те-же 40%, остальные достанутся, ну вы сами понимаете...

Прочие налоги, акцизы (если помните - 6 штук) - из них всё попадает в ДФ? Хотелось бы, но нет. Вспомним про стоимость администрирования.

Налог - это не просто забрать деньги, налог это госслужащие рассчитывающие и учитывающие его, оборудование, ПО, обслуживание оборудования и ПО и прочие расходы, причём на каждый налог (акциз) свои.

Кстати, видел в интернете - часть налогов в РФ не окупают сами себя - на сбор и учёт этих налогов средств тратится больше, чем получаемый доход.

Я думаю из упоминаемых - большая часть или убыточных, или приносящих крайне незначительный доход.

Наверно уже понятно к чему я клоню.

Если-бы перед правительством стояла задача увеличить количество денег поступающих в дорожный фонд, они это бы сделали легко.

Чтобы увеличить доход дорожного фонда (не увеличивая фискальную нагрузку) достаточно кардинально сократить расходы на администрирование, для чего необходимо выбрать 1 налог (акциз) с минимальной стоимостью администрирования, рассчитать на сколько его необходимо увеличить, чтобы доход не уменьшился, а все остальные отменить. Лучший кандидат - акциз на топливо:

  • он самый простой в контроле и администрировании;
  • это самый “большой” и “тяжёлый” налог, сборы от него примерно в 10 раз больше, чем от всех остальных;
  • практически незаметно, примерно на 1,6 процента вырастет цена бензина, если доходы от Платона и платных дорог вложить в акциз, если добавить транспортный налог - на 13%, если вложить всё остальное - то, мне кажется, цифра практически не изменится. Рост цены на бензин - это конечно плохо. Но если посмотреть на динамику, с 6-7 рублей за литр в 2000 году, до почти 50 рублей в 2018 (830%), становится понятно - при власти либералов он неизбежен. То есть, рост идёт всё равно, но тут, впервые с 1991 года, получим снижение налоговой нагрузки - ликвидацию других поборов и значительное увеличение средств на дороги (за счёт снижения огромных и нерациональных трат);
  • собранные деньги перестанут уходить из дорожного фонда в “чужие карманы”;
  • снизится количество государственных служащих и расходы на их содержание.

Как видите, элементарно. Не надо быть семи пядей во лбу. Думаю, даже наши министры могут это понять. Да, что уж там, даже ПРЕМЬЕР, если напряжётся конечно, наверно сообразит. Но, что-то им мешает.

Вы не знаете что?

Лично мне кажется, тут мешает какой-то конфликт интересов. Наверно кто-то, для них “бесконечно близкий и дорогой”, потеряет непыльный приработок.

Уточняющий вопрос - неужели в СССР руководители были такие-же глупые, как выглядят нынешние? Почему они не догадались брать деньги на ремонт дорог с водителей? Вот либералы догадались.

Ответ, опять-же, достаточно прост.

В народном хозяйстве прибыль от высокотехнологичных производств значительно выше, чем от добывающих.

Поэтому в Союзе государство дотировало отрасли, обеспечивающие условия для развития производства - разведку и добычу полезных ископаемых, энергетику, транспорт и …

Сейчас политика противоположная, правители хотят побыстрее “срубить бабла”, не “заморачиваясь” разной “фигнёй”.

Помните знаменитое кино, вор - “украл, выпил, в тюрьму”, так и либералы с олигархами - “добыли, продали, украли”. Может кто-то из них “выпил”. Жалко до пункта “в тюрьму” никто не доходит.

Но собственно, пока нет прямого ответа на вопрос, почему средств на дороги никогда не хватает? Сборы ведь постоянно увеличиваются, пусть часть из них, но идёт на “дороги”, когда наберётся нужная сумма, почему опять и опять “денег нет”?

Ответ, как ни странно, снова достаточно прост. Не будем брать пример с либеральных экономистов с юристами. Наоборот, будем рассуждать логически, не бубня мантры на птичьем языке про капитализацию, оптимизацию и волатильность. Скажем прямо и честно.

При такой системе денег на дороги не хватит никогда.

Вспомним, чтобы собрать деньги (которых напомню мало) правительство увеличивает стоимость топлива и стоимость эксплуатации ТС.

Логично, что это удорожание запускает цепную реакцию приводящую к увеличению стоимости всего остального, в том числе материалов, услуг, налогов выплачиваемых государству строителями, дохода получаемого мытарями.

Ну и последний логический шаг - после роста цен растёт собственно и стоимость ремонта (строительства) дорог и соответственно денег опять не хватает.

Эта схема описана в замечательной книге про Ходжу Насреддина, где не очень умный владелец горного озера Агабек предложил налог на слёзы. Насреддин похвалил - гениально, налог на слёзы вызовет новые слёзы, а они новый налог и так до бесконечности…

Предложения

  • Отменить все налоги, акцизы, сборы за исключением акциза на топливо;
  • Если будет необходимо (что на самом деле вовсе не факт) - выпадающие средства возместить за счёт увеличения акциза на топливо.
  • Следующий шаг - ликвидировать дорожный фонд, передав его функции министерству транспорта.
  • Планомерно, на основании научных расчётов, с учётом стоимости материалов и оборудования, не позволяя завышать норму прибыли, добиваться снижения стоимости дорожных работ (хотя бы до уровня Китая). Опыт модернизации армии (напомню, что по отношению цена / качество военная техника Россия явно среди лидеров) должен послужить примером.
  • Целенаправленно, поставив эту цель в качестве одной из главных, по мере снижения стоимости работ, уменьшать размер акциза до уровня, который позволит отказаться от него и полностью перевести финансирование на счёт государства. Для возмещения выпадающих средств синхронно повышать налог на экспорт углеводородов.

Предполагаемый результат

Уменьшение затрат на администрирование позволит, не увеличивая фискальную нагрузку, уменьшить бюрократические барьеры и количество сотрудников занятых непроизводительным трудом, улучшить финансирование и соответственно качество дорог.

При правильном соотношении (опять же рассчитанном учёными, надо только либералов отогнать подальше) темпов снижения акциза и затрат на дорожные работы произойдёт снижение стоимости топлива внутри страны до нормального уровня.

До какого? Если бы правительство поставило перед собой такую цель, 5-10 рублей за литр было бы реально и нетрудно достичь.

Надеюсь, не надо объяснять насколько увеличится конкурентоспособность наших товаров, ускорится экономический рост и снизятся розничные цены при такой стоимости бензина и соответствующей стоимости остальных видов топлива и энергии.

Конечно, Медведевское правительство, ЕР и президент этого не допустят. У них как говорится другие приоритеты. Но по крайней мере мы должны осознать, что низкая цена бензина возможна и легко достижима, как и ускоренное развитие экономики. Для этого надо сменить правительство. А чтобы сменить, надо голосовать против партии предателей и воров. Вроде просто, но почему-то никак не получается.

Вот и ответ, “куда уходят деньги” - в России очень, слишком и самое главное излишне дорогое правительство, а дорогое оно за счёт крайне нерациональных затрат. Такое дорогое, что на всё остальное, как честно говорит г.Медведев: “Денег нет, ….”.

Планов у “дорогого правительства” громадьё, но так как народу рассказывается одно (о развитии России), а для себя цели ставятся другие (пополнить свой кошелёк), то внешне эти планы выглядят полным маразмом.

Слушаешь их речи, читаешь приказы и законы, в голове вертится известное: “Когда вы говорите, впечатление такое, что вы бредите….”.

А уж когда правители говорят про государственно-частное партнёрство и при этом проводят через ГД законы, обязывающие граждан, независимо от их желания, платить деньги каким-то странным частным конторам и личностям (тех. осмотр, ОСАГО, штрафы, платные дороги, “Платон”...) мы можем смело приводить эти законы и требования как пример коррупции и воровства. Как бы красиво про это не пели воры и коррупционеры во власти. Критерий простой - хвалит эту систему - значит рыльце в пушку.

Начав с крылатой фразы, думаю уместно, в финале привести новый, более подходящий для нынешней ситуации вариант: «Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти».