Линейный продюсер

Оказаться на съёмочной площадке хоть раз хотел каждый. Но все в один голос твердят, что попасть туда могут только самые творческие личности, люди искусства. И они правы! Правда, творческим можно быть в разных сферах. И если порядок, цифры и счёт кажутся гораздо понятнее, чем актёрское или сценарное мастерство, то прикоснуться к миру кино всё равно возможно: нужно только примерить на себя амплуа линейного продюсера.

Кто самый главный на съёмочной площадке? Режиссёр и продюсеры. Причём последние делятся на несколько типов, и линейный — один из них. На нём держится весь съёмочный процесс, и это не преувеличение. Линейный продюсер отвечает за аренду помещений, транспорта и оборудования, за проживание актёров в крутых кинофургонах, за выплаты гонораров и даже за питание на съёмочной площадке. Короче говоря, на нём лежит ответственность за всё, что не касается сценария.

Каково это — практически делать весь фильм своими руками? Очень сложно и страшно интересно. Конечно, линейный продюсер не самостоятельно варит супы на весь актёрский состав, но найти поставщика качественного питания за сходную цену и подписать с ним контракт он должен сам. Съёмки для него начинаются за долго до фразы «Мотор!»: он встречается с режиссёром, обсуждает сценарий и просчитывает количество денег, которое потребуется на воплощение идей в жизнь.

После он составляет чёткий график, по которому пойдут съёмки — от этого зависит, когда вызывать автобусы для массовки, разбирать декорации и делать ещё много других порой мелких, но очень важных вещей. Потом наступает черёд договоров со всеми, с кем можно их заключить, от композиторов до разносчиков кофе. И только после этого начинается привычная для нас суматоха на съёмочной площадке. От того, как линейный продюсер спланировал бюджет, зависит успех всей этой суматохи: например, если бюджет изначально небольшой, то грамотный специалист хорошо заплатит актёрам и оператору, а на локациях сэкономит. В результате эту экономию могут даже не заметить за потрясающей игрой и оскароносными крупными планами.

И зачем нужно сразу несколько продюсеров? Дело в том, что одному не уследить и за творческой составляющей съёмок (актёр не подходит на роль, потому что не умеет плакать), и за практической (нужно включить в контракт умение плакать на камеру и выплачивать за него отдельный гонорар). Всем гораздо удобнее, если финансовые дела и документы будут в руках одного человека — линейного продюсера. Одна из его главных задач — не только заключать контракты, составлять расписание съёмок и выплат гонораров, но и проверять, как всё это выполняется. Поэтому его важные профессиональные качества это:

  • аккуратность, даже педантичность
  • экономическая и юридическая подкованность (не лишним будет профильное образование)
  • умение делать сто дел одновременно

Как и в любой профессии в сфере искусства, тут важно помнить, что продюсерами и режиссёрами становятся люди, набравшиеся как можно больше опыта. Но это не значит, что нужно опустить руки! Наоборот: очень часто главным на площадке требуются личные ассистенты и помощники. И нет надёжнее пути по карьерной лестнице линейного продюсера, чем дорога от подмастерья до настоящего профессионала, поэтому не бойтесь пробовать и ищите вакансии тут.