Чёртовы следки

22.06.2018

#1 Онежские писаницы: Бесов нос

На Бесовом я побывала ещё в одиннадцатом году, когда делали "кругосветку" Ладога-Онега. Заезд на него был обычным пунктом программы значительной части джиперов, болтающихся по Карелии. Доступность проезда зависела от времени года, количества осадков и трафика посещений: обычная российская дорога к умершему посёлку - местами хорошая, местами не очень.
От деревни Каршево к Бесову носу вдоль речки Чёрная - 17 километров пути, кое-где расквашенного неумелыми джиперами,

с большим количеством вновь организованных объездок, случившихся после серьёзного вала леса ураганом десятого года. Вдоль пути до сих пор можно наблюдать километры "сплошного пила", запертых стихией на мысу. Надо отдать должное, жители деревни помогали ребятам, чем могли и подвозкой бензина для пил, и расчисткой дороги. Для тех, у кого нет УАЗика или подготовленного "жипа", те же жители организовывали транспортировку к петроглифам на катерах.

Говорят, что сейчас этот проезд закрыли - территория наконец охраняется государством, как национальный парк, и водный путь стал наиболее комфортным, на пешие 17-километровые прогулки решаются не многие. Мера вынужденная, но крайне необходимая, вандализм сограждан не знает предела, везде следы покатушечного "геройства" по доезжанию до петроглифов по воде и скальной части мысков, а ущерб от проезда "геройских" колонн по пятьдесят автомобилей " (бывало и такое) восстанавливается годами.

Онега - это мечта, древняя и прекрасная.

Золотые кварцевые пески её пляжей мягко щекотят ноги, пока пересекаешь бухту от мыска к мыску и только множественные следы муравьиных львов на безлюдье соперничают с тропами птиц. Нёбо мелководья ласкает нежная волна,

не прогревающаяся вода освежает и заряжает энергией и можно идти дальше, радостно щурясь от того, что солнечные очки остались в лагере, зато ничто не крадёт цвет - обжигающий синий и растворяющий голубой, а там вдалеке ниточку горизонта глотает перекатывающая камешки волна.

Сколько тысяч лет она шебуршит эти камни, сдвигает и перемещает, растворяя в песок, и сколько тысяч лет ещё будет... Но песок для неё лишь средство, в поиске красоты усердница размывает слои разноцветного песка, безжалостно стирая только что написанные образы.

Мне, конечно дали лису, кого ещё-то?)

Из коряг таращатся глаза - это распластавшись на солнышке, греют седые иссушенные тельца вездесущие химеры. Они есть в каждой бухте, вечные молчаливые зрители и свидетели всего: и первого появления прекрасных художников прекрасных наскальных картин, и нашествия вандалов, уничтожающих наследие.

Осмотрев со спутниками вечерний Бесов нос, я вернулась наутро уже одна, чтобы спокойно побродить по мыскам и рассмотреть эти и другие писаницы в рассветных лучах, ведь некоторые петроглифы хорошо видны и "открываются" при определённом освещении.

Считается, что впервые онежские писаницы были открыты в 1848 году, ныне найдены во многих местах, но наиболее известно скопление изображений на восточном побережье, от Шальского (где в результате деятельности гранитного карьера часть изображений безвозвратно утеряна) по мысам Кладовец, Бесов нос, Пери нос, Карецкий, Гажий и островам Гурий и Модуж.

Большая часть изображений - сцены охоты и рыболовства, рисунки птиц (вероятно лебедей), лесных зверей, людей, лодок, геометрических рисунков (трактуемых специалистами, как капканы), а так же знаменитая "триада": "бес", сом (налим), выдра (ящерица).

Считается, что они оставлены ориентировочно в 3-2 тысячелетии до н.э. охотничье-рыболовческими племенами эпохи неолита и раннего энеолита. Но побывав там, увидев, подержавшись ладошками, посидев рядом с ними, послушав шёпот волн, я всерьёз усомнилась в правильности датировок.
В основу датировок положена трансгрессия уровня воды, ограничивающая циклы возможных временных периодов нанесения рисунков, большинство из которых, по мнению специалистов, расположены "на высоте 0,5- 2,5 м над зеркалом воды" "и лишь несколько фигур опускаются чуть ниже или поднимаются немного выше"; первичности изображения "беса" (вокруг трещины в скальнике); и уточнений привязки времени датировки нанесения петроглифов по найденными рядом стоянками.
Даже для меня, не специалиста очевидна неубедительность этих аргументов, даже взаимоувязанных.
Несомненно, колебания уровня озера сужают временные рамки поиска, но я бы их серьёзно сдвинула - нет сомнения в цикличности трансгрессии, но может речь должна идти о каком-то ином цикле? Лично видела много изображений, поднимающихся над водой лишь в отливы. Зона прибоя, в которую они попали, слизывает водой, льдом, ветром рисунки, значительно превышающие количество "нескольких".

И это только то, что я смогла увидеть. Не исключаю, что часть петроглифов может быть найдена под водой, даже через зеркало Онеги проглядывают изображения, которые можно отнести к образовавшимся неестественным путём.

Меня удивляет, почему до сих произведено так мало подводных исследований.

Не менее странными выглядят попытки убедить, что найденные угольки и другие артефакты на раскопанных рядом стоянках (по которым уточняют датировку рисунков) оставили те самые "художники", а не пришедшие гораздо позднее "посетители" этой картинной галереи или читатели "летописи".
Не менее сложно определить, кому принадлежал этот жернов, лежащий на берегу недалеко от маяка.

Петроглифы мыса Бесов нос.

Заявляемая первичность "беса", при условии расположенности рядом других знаков и рисунков, также вызывает сомнения.

Очень серьёзно писаницам угрожает вандализм. Для меня нет ответа на вопрос, зачем обывателю увековечивать таким образом своё ханжество. По выбитым годам (и тридцать третий, и тридцать седьмой, и шестьдесят седьмой) можно догадываться о всплесках интереса к месту.

Не менее кощунственно в моих глазах выглядит попытка "обезвредить нечисть" монахами Муромского монастыря, выбивших христианский крест на "бесе", их подвиг повторён на других рисунках, среди зарисовок на камнях встретился ещё один крест.

Особенное внимание хочу обратить на вот этот рисунок, ставший "визитной карточкой" Бесова носа. Лебедь, стоящий на задних лапах, с необычно изогнутой шеей, скорее напоминает ящера.

Но если изображение "странного лебедя" известно, то эти зарисовки, расположенные с обратной стороны Бесов носа редко освещаются специалистами - они просто предпочитают не замечать такие рисунки или трактуют их в привязке к солярным символам, говоря о лебеде "держащем" (интересно, чем лебедь может держать) солярный знак.

Большая часть образов лебедей легко "считывается" по характерным изгибам шей (хоть и удлиненных), "на воде" они часто изображены стайками, у шагающих "по суше" чётко просматриваются перепонки на лапах, обычные для водоплавающих птиц. Но есть ряд изображений, которые мне больше напоминают ящероподобных. Петроглиф с "визитки" между второй и третьей внутренней линией туловища имеет выбитые сколы, напоминающие короткие передние лапы.

Я бы не стала заострять на этом внимание, списав на случайность, но позднее встретила слишком много рисунков, количество которых превысило статистическую погрешность случайного возникновения сколов именно в месте возможного расположения передних лап.

Вот и здесь я увидела, как странный "лебедь", имеющий чётко читающиеся передние лапы, несёт в них что-то напоминающее шар.

Бред? Но я не учёный, ограниченный рамками официальной науки, а художник и я так увидела.

Рядом с ним человекообразное существо с длинным хвостом держится за нечто напоминающее "плуг" или тележку на колесе .

Если продолжить аналогию с "плугом-тележкой", то перед ним мы видим животное, напоминающее лося, возможно волочащее за собой эту конструкцию на колесе.

Это особенно интересно в аспекте парадигмы официальной науки, отказывающей местным культурам времен петроглифов в серьезным земледелии.

Продолжение следует: Петроглифы мыса Карецкий нос, Пери нос, мыс Кладовец

2011 #ЛИСточки #Лисьитропы