Захряпы

Мезень, часть первая: Наряжно о захряпах или захряпно о наряжухах

"Сссевер-сссевер-сссевер" затянул июньский борей, унося с собой лисьи надежды и извинения Кольскому. Манило восточнее, на Мезень - в древний самодийский край, переваривший новгородцев и приголубивший староверов, к архаичным наряжухам, тонконогим росписным палащельским коникам, древней реке и тишине.

"Заболев" зимой наряжухами, ко мне со всех сторон потекла информация, и стала прорисовываться любопытная картинка. "Захряпы", они же "наряжухи" - обязательно парный образ мужчины и женщины, обычно примитивно вытесанный из поваленного и приспособленного дерева, реже из иных материалов, одетых в тканные костюмы.

Изучение письменных упоминаний и расспросов очевидцев выявило, что ныне традиция сохраняется в формальных проявлениях (обновление одежды, установка новых "захряп", взамен разрушающихся), передаются из поколения в поколение их имена собственные, но суть обряда утеряна - из местных уже никто не знает смысл их установки, кроме того, что размещали их недалеко от селений, на границе с лесом, то есть в месте перехода в мир_не_людей. Характерно, что нигде около загадочных "захряп" не зафиксированы ни приношения, ни обрядовые служения.

По распространенному мнению эти "куклы последние отголоски чудского язычества, до сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской области, Карелии и республики Коми". Однако, отнесение "захряп" к "куклам", не совсем корректно, важный атрибут куклы - "лицо с глазами", у традиционных же "наряжух" иногда присутствуют только носы, но и идолами они тоже не являются - наряжухи, да и только!

"Захряп" часто связывают с местом благополучной находки пропавших в лесу детей. Встречающаяся информация, что их ставили отдыхающие от перетаскивания лодок (бурлаки), сменявшиеся каждые тридцать верст, если и соответствует действительности, то вероятнее всего описывает возникший "каргокульт захряп". Подобное сейчас можно встретить по берегам рек, морей и озер, в виде столбиков из камушков, выложенных отдыхающими. Совершенно очевидно, что эти образы лишь формальное подобие тем же эскимосско-инуитским "инуксук" - "замещающим человека", сложенным из камней и указывающим дорогу, опасность или место почитания и являются их следствием, а не причиной.


И если современное значение "наряжух" от "ряд"->"рядить" в значении "одевать, украшать" - очевидно, то обращение к этимологии даёт нам смысловую гармонию: "договор, условие", подтверждая особую сущностность "наряжух", когда обряжаясь ты принимаешь условия некого договора.

С "захряпами" все несколько запутаннее. В интернете присутствуют упоминания, что в поморском говоре "захряпом" именовали небрежного, неаккуратно одетого человека, однако поморская "Захрепиха" означала "сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху", что породило версию о "захряпах", как образах "Первопредков" - тех самых "Деда да Бабы". В моём понимании эта этимологическая версия ( по Далю "хряпа" встречается в псковских, курских, тверских диалектах, как "невежественная женщина", "старая баба") делит вероятность с версией этимологии от слова "хряпать" - бить, ломать (кстати, небезынтересно, что в украинских диалектах "хряпкий" - "покрытый щепой", в той связи, что встречаются упоминания об изготовлении "захряп" в том числе из щепы и веток).

Кстати, если положить места фиксации "наряжух" на топографическую карту, становится наглядным корреляция их распространения с заселением самодийскими народами (саамов, чуди, коми, вепсов...) Беломорской береговой линии:
Такие образы отмечены у Ваш-озёра на землях Коми Му и Вепсямаа, а также в Чюдьямаа.1
В окрестностях деревни Езевец Мезенского района ("65°42`28,4; 46°34`20,6. Это в нескольких километрах выше по течению от Езевца. Местечко называется Забор" автор ann_and_serje). 1
В районе Маленьги (в документальном фильме "На третьей от солнца планете" Павла Медведева о походе жительниц Нюхчи к обетному кресту, что за Маленьгой, на мгновение мелькают захряпы).1
На Мезени в Лешуконском районе (в фильме про рыбалку на реках Мезени и Пинеги вскользь показаны захряпы, их местные рыбаки ставят "на удачу").1
На Пёзе притоке Мезени (В "Ушкуйниках" у Н.А.Окладникова1, в отчете о "Пёзском волоке"2 и в устном рассказе сотруднцы Мезенского краеведческого музея - участницы похода 80-х).
В Карелии, на притоке Кеми - реке Охте, (недалече от мест, где по преданию на острове Шуя ныне Троица растёт священное «Мировое Древо» - Елью), там ими отмечали места, где находили потерявшихся детей.3На Мезени в Лешуконском районе (в отчете фотографии современных "захряп")4

Надо ли говорить, что "наряжухи" всё больше напоминали мне образы "инуксук" - "замещающих человека", и становилось понятно, что они достойны пристального внимания и тщательного изучения?

С такой кашей в голове я и готовилась "окунуться в неизведанное", благо всего было подозрительно в избытке: и время - июнь период особой концентрации кровопийцев всех мастей, и информации, и снаряжения - Красный обзавёлся новой лебёдкой улыбкой, и планами по Мезени - грандиозными, и ощущением чего-то упускаемого безвозвратно, вот прямо здесь и сейчас, которое отгоняешь, осознавая неизбежность происходящего. Но ещё умный кошак Егор заметил, что роднит каникулы отпуск с мороженым: его всегда мало и даже если не "лизать" - все равно быстро тает. Так что, свой мы начали "лизать" ещё в июне, под переменным фронтом огибая Онегу непривычно снизу.

Продолжение следует;)

Фото из отчета о Пёзском  волоке: https://kvastravel.livejournal.com/79510.html
Фото из отчета о Пёзском волоке: https://kvastravel.livejournal.com/79510.html

Библиография:

1 Захряпы (Публикуется из открытых источников в Интернете).

2 Пёзский волок (Публикуется из открытых источников в Интернете).

3 Информация лично не проверена, но принята к сведению.(Публикуется из открытых источников в Интернете).

4 Мезень 2012. (Публикуется из открытых источников в Интернете).

#ЛИСточки #Лисьи тропы #размышЛИСмы