BERLOGOS
73 subscribers

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

<100 full reads

Мы продолжаем специальный проект «Недвижимость с Ольгой Шафиевой», стартовавший в начале февраля 2020 года на международном портале BERLOGOS. Проект осуществляется при поддержке агентства эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда».

Ольга – руководитель по работе с партнерами, эксперт по недвижимости Премиум и Бизнес класса в агентстве «Ориентир Недвижимость», координатор в «Галерее Элитной Недвижимости».

Сегодня – не совсем обычное продолжение нашего проекта. В процессе его развития Ольга Шафиева посетила московский дом Deluxe класса Barkli Gallery, лобби которого оформлял голландец Марсель Вандерс, с которым Ольга встречалась в Милане на одной из знаменитых на весь мир выставок дизайна.

Ольга при участии экспертной группы проекта подготовила и направила вопросы креативным директорам бюро Marcel Wanders Марселю Вандерсу и Габриэлю Кьяве.

Сегодня, как мы и обещали, публикуем полный текст их ответов.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

Марсель Вандерс: «Дизайн интерьера такого культового пространства, как Barkli Gallery, многое для меня значит»

Интервью с дизайнерами и креативными директорами бюро Marcel Wanders Марселем Вандерсом и Габриэлем Кьяве.

– Barkli Gallery был вдохновлен творчеством российского художника конца XIX-начала XX века Леоном Бакстом, который входил в «Мир искусства». Члены этой организации в свою очередь особенно почитали композиторов Чайковского и Вагнера. Какие произведения (или авторы) из русской классической музыки вдохновили Вас на создание интерьеров Barkli Gallery? (мы располагаем информацией, что именно русская классическая музыка стала мощным творческим импульсом для этого проекта)

Габриэль Кьяве: Когда мы рассматриваем проект как единое целое, многое влияет на наши концепции и дизайн. Поскольку Barkli Gallery – способ сохранить чувство истории, которую можно проследить до знаменитых Русских балетов, и Леон Бакст столь тесно связан с этими культурными символами, мы переосмыслили это пространство, представив современный виток исторического наследия Москвы. Безусловно, большая часть этого наследия уходит своими корнями в Русскую классическую музыку, включая творчество Чайковского. Богатую историю искусства России составляют музыка, живопись и театр, во многом взаимосвязанные.

– Марсель, в одном из интервью Вы уподобили дизайн интерьера написанию оперы, а персонализированный дизайн сравнили с фугами И. С. Баха. Существует известное изречение, в разных формах принадлежащее сразу нескольким авторам – Фридриху Вильгельму Йозефу Шеллингу, И. Гетте и мадам де Сталь – «архитектура – застывшая музыка», Вы же сравниваете дизайн и музыку. Как Вы видите связь между музыкой и дизайном, что их связывает и почему?

Марсель Вандерс: Дизайн, особенно дизайн интерьера, очень похож на музыку. Это искусство создания ансамбля, в котором каждый предмет по-своему играет свою роль. Но благодаря материалам и ориентации в пространстве они обретают гармонию. Подобно маэстро или дирижеру симфонического оркестра, дизайнер – хореограф красоты и смысла. Используя коллекцию цветов, текстур, форм и композиций, согласованных между собой, мы представляем себе все предметы в тесной взаимосвязи. В каждом дизайне присутствуют высокие ноты – смелые объекты и поверхности и низкие ноты – фоновые цвета и материалы, которые поддерживают все остальное.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– Считаете ли Вы необходимым синтез искусств сегодня? Лично для Вас, как и в чем он проявляется? Можно ли раскрыть это на примере проекта Barkli Gallery, ведь это жилой комплекс, расположенный в непосредственной близости к ключевым культурным и историческим достопримечательностям Москвы, внутри – богатая библиотека и пр.

Габриэль Кьяве: Я действительно считаю, что синтез искусств актуален и необходим. Поскольку определение искусства сильно отличается от поколения к поколению, то мне кажется, важно объединять различные формы. Это дает людям возможность интерпретировать для себя искусство, воспевая современность, но чтя классику.

– Когда Вы работали над интерьерами в Barkli Gallery, были ли Вы знакомы с творчеством Леона Бакста? Насколько он Вам близок?

Однажды Вы сказали: «Дизайн – это международный язык. Это то, что связывает культуры, самый тонкий из способов изменения культур, своего рода политический акт». Любопытно кросс-культурное явление в Barkli Gallery: это Ваш первый проект в России, вдохновленный российским художником, которому, в свою очередь, импонировало творчество нидерландских художников – Рембрандта, Рубенса и Альма-Тадема (британского художника нидерландского происхождения).

Марсель Вандерс: Да, мы были хорошо знакомы с творчеством Леона Бакста и его ролью в культурном наследии России. Как русский художник, дизайнер костюмов и сценографист, он вдохновил нас на создание дизайна. Творчество и гений Бакста отражены в стиле и образе Barkli Gallery. Вот почему вы найдете в дизайне интерьера акценты в виде драгоценных материалов, витражей, деревянных стеновых панелей, гобеленов, драпировок и латунных элементов.

– Вы утверждаете, что заинтересованы в разработке вещей, которые будут волновать людей, удивлять и заставлять их чувствовать себя живыми. Похожего подхода, к слову, придерживался Бакст: «нужно, чтобы вещь вызывала у зрителей невольное «ох» своей неожиданностью». Как создать дизайн, способный удивлять? Должен ли он быть построен на парадоксах или вызывать легкий когнитивный диссонанс?

Марсель Вандерс: Наша цель – всегда радовать и удивлять. Чтобы хороший дизайн чего-то стоил, он должен что-то значить. Его задача – выстроить наполненную смыслами связь с людьми. Он должен что-то всколыхнуть внутри каждого, удивить, расшевелить, остановить. Я не думаю, что в основе дизайна всегда должны быть парадокс или сопоставление, но он однозначно должен соответствовать пространству и моменту времени. В нужное время и в нужном месте дизайн может ошеломить и дать эффект долговременного воздействия: у людей возникнет ощущение, что им стало лучше от того, что они увидели. Если люди испытывают эти эмоции и открывают для себя что-то новое, значит, мы хорошо выполнили свою работу.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– Вы считаете лобби самым главным пространством. Отличается ли в этом плане, по-Вашему, лобби в отеле и лобби в жилом комплексе? Или лобби в Barkli Gallery создавалось по тому же принципу, что и в сегменте hospitality?

Габриэль Кьяве: Я считаю, что все пространства важны, но да, лобби – это первое впечатление, на которое у вас никогда не будет второго шанса. Зачастую лобби – это большие пространства с парадным входом, место, чтобы видеть и быть увиденным. Однако нам нравится проектировать лобби, основываясь на концепции приветствия людей и прославления дружбы: здесь люди собираются вместе, устанавливают связи. Вот почему во многих лобби мы используем колокола: они являются символом, объединяющим людей и подчеркивающим это единство.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– Интерьеры созданных Вами общественных пространств в Barkli Gallery были меблированы предметами бренда Moooi, освещение – люстра La Soleil (Baccarat). Как подбирались идеальные предметы мебели и декора? Было ли создано что-то специально для этого проекта?

Габриэль Кьяве: Наряду с огромными арт-объектами, люстра Le Roi Soleil, несомненно, – изюминка этого интерьера. Однако и другие области были спроектированы не менее тщательно, поскольку мы принимали во внимание конкретные изделия и подбирали места, где они лучше всего вписываются в беспрерывное течение пространственного опыта. Мы спроектировали вестибюль, лифтовые кабины и коридоры. Благодаря используемой светло-серой цветовой гамме, мягким коврам, резному дереву и мрамору, мы смогли выразить яркий и изысканный, но при этом мягкий и интимный стиль во всем.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– В интервью 2017 года Вы признались, что Barkli Gallery на тот момент был Вашим любимым проектом. Понятно, что за это время появились и другие, но какое место в Вашей практике занимает этот проект сегодня? Значит ли он для Вас нечто особенное?

Марсель Вандерс: Дизайн интерьера такого культового пространства, как Barkli Gallery, коренящегося глубже, чем сам дизайн, многое для меня значит. Я говорю это потому, что в основе проекта – стремление сохранить чувство истории: мы имели возможность проектировать в рамках уже существующей архитектуры начала XX-го века. Когда мы говорим о дизайне, связанном с людьми, это уже нечто особенное. Но иметь возможность спроектировать то, что устраняет разрыв между давно ушедшими эпохами и традициями и современными ценностями и взглядами, – бесценно.

–Планируете ли Вы принять участие в каком-либо новом проекте в России?

Габриэль Кьяве: Сейчас нет, но мы были бы рады принять участие в любом проекте в одном из богатейших (с точки зрения культуры) мировых центров культуры и искусства.

Агентство эффективного маркетинга «Студия капитализации бренда» попросило Ольгу Шафиеву ответить на несколько вопросов в продолжение диалога с Марселем Вандерсом и Гариэлем Кьяве.

– Ольга, что Вам лично больше всего нравится в творчестве Марселя Вандерса?

– Марсель Вандерс – один из выдающихся, легендарных дизайнеров нашего времени. Создавая дизайн, он предпочитает не только работать с формой и функцией предмета, но и с культурными кодами, переосмысливая традиции и историю. Собственно, именно история – ключевая точка пересечения такого культового объекта, как Barkli Gallery, и художественного кредо Вандерса, увлеченного историей и ратующего за уважение к ней, к традициям и культуре. Поэтому и результат получился столь впечатляющим.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– Чем дом Barkli Gallery впечатлил именно Вас?

– Не буду оригинальна: тем, что и так широко известно. Тем, что составляет колоссальные плюсы этого по-настоящему элитного объекта столичной недвижимости. Это и близость Третьяковской галереи, а также других исторических и культурных достопримечательностей столицы. Это и сохраненный исторический фасад начала 20 века.

Разумеется, огромное впечатление произвели великолепные интерьеры, вдохновленные, опять же, искусством начала 20 века. Главным образом, творчеством Леона Бакста – художника и сценографиста, члена «Мир искусства».

Искусство – тот стержень, который так важен в наше турбулентное время. Оно помогает всем нам понимать прошлое и заботиться о настоящем, предугадывая будущее.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– Ваше общение с Марселем в Милане оставило яркие воспоминания, кроме совместной фотографии?

– Прежде всего, по-хорошему удивила его демократичность, открытость. Отсутствие тех моментов, которые, к сожалению, зачастую характеризуют отечественных «звёзд».

А у Марселя этого нет. Кстати, сам факт оперативных ответов на наши с Татьяной Виана де Баррос вопросы тоже красноречиво подтверждает данное моё наблюдение. И тогда в Милане, и сейчас в дистанционном диалоге (а теперь большинство диалогов – дистанционные в силу понятных причин) Вандерс – эксклюзивный, реально великий, но при этом открытый к общению. Живой. Естественный. Умный и тонкий.

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

– Вы согласны с мнением, что его миссия – создать атмосферу любви, жить со страстью и воплощать мечты в реальность?

– Сказано хорошо и точно! Да и сам он неоднократно подчеркивал, что дизайн должен провоцировать, волновать и удивлять, а дизайнер – быть честным с самим собой.

Быть честным с самим собой – это всегда очень важно и правильно!

– Какие принципы Вандерса Вам особенно близки как человеку, как специалисту по вечным ценностям, поскольку элитную недвижимость объективно можно отнести именно к этой категории?

– Мне импонирует, что Марсель возвращает в современный индустриальный мир поэтичность, уважение к прошлому, гуманность, фантазию и индивидуальность.

Все это в полной мере проявилось и в российском проекте Вандерса – Barkli Gallery. И как внешний наблюдатель, и как специалист в сфере элитной недвижимости я с замиранием сердца почувствовала и эту поэтичность, и это уважение к прошлому. Эту застывшую музыку настоящего, истинного, очень большого таланта. Таланта, которому хочется выразить максимальное уважение и искреннюю признательность.

Проводя параллели с атмосферой знаменитых балетных антреприз Дягилева, глядя на Barkli Gallery, хочется ошеломить окружающее пространство оглушительными аплодисментами и громко воскликнуть: «Браво!!!»

О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery
О. Шафиева: О Марселе Вандерсе и Barkli Gallery

Интервью на английском языке>>