Феминизм как разменная монета в политике

В Саудовской Аравии арестовано несколько защитников прав женщин. Аресты происходят в период политических и культурных реформ. Они указывают на фундаментальный разлад в высших эшелонах власти Королевства.

Посетители первого коммерческого кинотеатра в Саудовской Аравии с закрытия последнего в стране в середине 1980-х годов. Фото: Variety
Посетители первого коммерческого кинотеатра в Саудовской Аравии с закрытия последнего в стране в середине 1980-х годов. Фото: Variety

Впервые в 1990 году она протестовала против полного запрета на вождение для женщин в ее родной стране. Это вызвало негодование в обществе. В мечетях ее называли проституткой, работы всемирно признанного фотографа - феминистки сжигали в знак протеста. На протяжении многих лет обученный психоаналитик неоднократно принимала водительский экзамен у женщин. Теперь, в мае 2018 года, 62-летняя Мадейха Алайруш была арестована вместе с рядом других активистов по защите прав женщин.

Прокуратура Королевства обвиняет задержанную в «подозрительных контактах с иностранными организациями», которые поддерживают деятельность женщин в обществе. Кроме того, согласно обвинению, они завербовали «несколько человек в сочувствующих правительственных учреждениях» и предоставили средства «враждебным элементам за пределами страны».

Реформы и аресты

Среди задержанных есть Азиза аль-Юсеф. Преподаватель информатики в Университете им. короля Сауда в Эр-Рияде, она в течение многих лет поддерживала саудовских женщин, которые бежали от невыносимых условий в браке или семье. В 2016 году аль-Юсеф подала в королевский суд страны петицию, подписанную несколькими тысячами женщин, призывающую к отмене мужской опеки - центрального юридического института, на котором мужчины в Королевстве основывают свою законную власть над женщинами. Закон об опеке лишает женщин основополагающих прав, например, женщины, согласно опеке, не имеют права свободно передвигаться по стране или выехать за её пределы без разрешения родственника-мужчины.

Азиза аль-Юсеф. Фото: Al Manar
Азиза аль-Юсеф. Фото: Al Manar

Однако аресты начались тогда, когда молодой наследный принц Мохаммед бин Салман стал считать себя решительным реформатором. В том числе в области защиты прав женщин. Правозащитная организация Amnesty International также заявила, что когда речь идёт о реформах, принц настроен решительно и делает уверенные шаги в этом направлении. «Закон о запрете на вождение для женщин был отменен» - заявил эксперт организации по Саудовской Аравии Карим Чехайеб. «Более того, на внутреннем рынке труда среди занятого населения увеличилась доля женщин. Тем не менее, по мнению организации, ситуация далека от радикального прогресса. «До сих пор так и не удалось добиться отмены системы опеки» - сказал DW Чехайеб.

Основной конфликт в руководстве страны

Настоящей причиной арестов, вероятно, являются споры о национальной идентичности Королевства, которые проникают своими корнями глубоко в политическую и, прежде всего, религиозную опору государства, и которые, в свою очередь, связаны с укрепившимися материальными интересами.

В отличие от большинства арабских государств за пределами Персидского залива, саудовское государство не считает себя светским. Если Египет во времена Гамаля Абделя Насера опирался на панарабский национализм, то Саудовская Аравия со времён своего основания в 1932 году родом Аль-Сауда основывала свой национальный суверенитет на тесной взаимосвязи с представителями государственной религии - ваххабизмом.

Эта разница имеет решающие последствия для роли женщин в обоих обществах. Если Египет с момента его независимости и особенно при Насере дал женщинам равную наряду с мужчинами роль в общественной жизни страны, то Саудовская Аравия взяла противоположный путь: женщины были вынуждены играть роль по сути служанок, и крайне консервативные ваххабиты неукоснительно соблюдают это укоренившееся правило.

Женщины подчеркивают национальную идентичность

«Женщины обозначают ту границу, с которой эта нация отличается от других, менее богобоязненных политических культур» - отмечает с явной иронией антрополог Мадави ар-Рашид, уроженка Саудовской Аравии и сотрудник Королевского колледжа в Лондоне, в своей книге «Самое мужское государство. Гендер, политика и религия в Саудовской Аравии». «Отсюда исходит навязчивая идея, которая указывает женщинам на их тело, внешность, чистоту и сексуальность, что, в свою очередь, отражает процесс, посредством которого женщины стали теми «маяками», которые обозначают национальные границы».

Защита женщин рассматривается, как сопротивление моральному порядку и, как следствие, суверенитету государства. Прежде всего, от дальнейшей секуляризации могут пострадать ультраконсервативные и ультраоплачиваемые научные ваххабитские организации. В связи с этим, можно сделать вывод, что законные, с точки зрения саудовского права, аресты могут стать формой закулисной борьбы за власть. Если принять эту данность,сделаем вывод, что консерваторы победили в битве с Салманом, пусть и в краткосрочной перспективе.

Мадейха Алайруш. Фото: DW
Мадейха Алайруш. Фото: DW

Границы недопустимого

Аресты, по словам правозащитника Аль - Адубиси из Берлинской Европейско-Саудовской организации по правам человека, имеют одну главную цель в Саудовской Аравии: «Они являются одним из ключевых инструментов государства для контроля над обществом и подавления свободы выражения. Единственный смысл заключается в том, чтобы показать населению пределы того, что им разрешено говорить», - сказал Адубиси DW:« Граждане должны знать, что их можно арестовать в любое время, если они не будут проявлять себя, так, как им это велит правительство».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Автор: Керстен Книпп

Оригинал статьи: Deutsche Welle

Перевод с немецкого: Игорь Парасенко