Геополитика в искусстве - восточный взгляд Лю И (刘溢)

13.07.2018

Хорошая картина, это когда есть высокий уровень исполнения, уникальный стиль автора, а главное — присутствует смысл (посыл): рисовать картины без смысла — бессмысленно. Картины китайского художника Лю И (刘溢) , несомненно отвечают всем трём параметрам. Ниже - разбор картин Лю И.  Китайский художник Луи Лю (Lui Liu) родился в 1957 году в Северном Китае. Его учеба живописи началась в период китайской культурной революции, когда он, будучи мальчиком, рисовал плакаты на улицах. Затем Луи Лю учился в престижной Центральной академии изящных искусств в Пекине. В 1991 году художник переезжает в Канаду. Луи Лю является членом Общества художников Онтарио. Живет и работает в Торонто вместе с женой и дочерью. Работы художника выставлялись в галереях по всей Северной Америке, Европе и Азии. Многие работы находятся в различных частных и корпоративных коллекциях во всем мире.

Разбор не мой - это компиляция с нескольких разных источников, дополняющих друг друга. Я лишь собрал всё в кучу, дабавил пару абзацев и оформил нормальные картинки. Конечно, некоторые моменты довольно спорные и неоднозначные, но данный текст несомненно заслуживает внимания.

«Пекин 2008»

6 марта 2005 года на одной выставке в Нью-Йорке он выставил картину, которая вызвала много размышлений и спекуляций, потому что называлась она «Пекин 2008».

Эта картина очень необычная, на ней изображены четыре девушки, играющие в мацзян (маджонг). В картине скрыт глубокий смысл.

Азиатская девушка, сидящая на первом плане, спиной к зрителю, с татуировкой на спине – это Китай.

Сосредоточенно играющая в мацзян девушка слева – Япония.

Девушка в длинных одеждах, склонившая голову – США.

Лежащая в соблазнительной позе – Россия.

Девочка, стоящая сбоку – Тайвань.

Девушка «Китай» собрала «пэн» «восточный ветер» [прим. 1]. Что это означает? Здесь есть два уровня смыслов. Во-первых, Китай пользуется «восточным ветром», чтобы активно развиваться; во-вторых, «Дунфэн» – «Восточный ветер» – название серии баллистический ракет, принятых Китаем на вооружение. С одной стороны, у Китая уже хорошая ситуация, с другой – неизвестно, что сложится из оставшихся костей. Но что-то эта девушка делает с другими костями под столом.

У Америки вид полного понимания происходящего, четкого плана. Она смотрит на Тайвань с глубоким и задумчивым выражением лица, как будто она с одной стороны хочет прочитать что-то на лице Тайваня, а с другой – как будто на что-то ей намекает своим выражением лица.

Россия лежит с как будто незаинтересованным происходящим видом, но это не совсем так. Ее нога стоит на колене у Америки. Рука же передает Китаю кости, как будто они вдвоем, Россия и Китай, тайно ведут взаимовыгодную игру.
Японка сосредоточенно смотрит на стол, и не имеет понятия, что творят остальные игроки, только смотрит себе в «руку» [прим. 2]

Тайвань одета в красный «дудоу» [прим. 3]. Может быть, это говорит о том, что она – последняя настоящая преемница китайской культуры. В одной руке у нее чаша с фруктами, в другой – нож для фруктов. Она с мрачным, даже злобным выражением лица смотрит на Китай. Но она ничего не может поделать, не может присоединиться к игре. И неважно кто победит, она только лишь может чистить им фрукты.

За окном берег реки, облачное небо, должно быть это намек на кризисное состояние по обе стороны пролива [прим. 4], способное перейти в критическую фазу от малейшего дуновения ветра.

Необычен и портрет на стене. Усы от Сунь Ятсена, лысина от Чан Кайши, общие черты лица от Мао Цзедуна.
Стоит поговорить и об одежде четырех девушек.

Китай с обнаженной грудью, на ногах юбка и нижнее белье.

Америка в халате и белье, но обнажена ниже пояса.

На России осталось только нижнее белье.

Япония полностью обнажена.

Это тоже отражение состояния каждого государства.

С первого взгляда кажется, что Америка одета приличнее всех, и она самая сильная. На остальных игроках не хватает одежды, чтобы прикрыть все части тела, Америка же одета с иголочки. Но она уже обнажила «нижний предел», а Китай и Россия, хоть и выглядят голыми, все же пока держат свои потайные места прикрытыми.

Предположим, что эта партия – на раздевание. Кто проигрывает – снимает следующую деталь одежды.

Если в этом раунде проигрывает Китай, то, сняв один предмет гардероба, она окажется в таком же состоянии, как сейчас Россия (так же, как при распаде СССР).

Если проиграет Америка, то тоже разденется до состояния России.

Если проиграет Россия, то останется без единой тряпки.

А на Японии уже ничего и так не осталось.

Похоже, что Россия взяла лишнюю кость [прим. 5] и теперь просто подыгрывает остальным игрокам. Но она меняется костями с Китаем, и получается, что на самом деле Япония выполняет роль подыгрывающего. Но ей уже нечего проигрывать, и если она проиграет, то выйдет из игры.

Подведем итог.

Америка больше всех прикидывается приличной девушкой, выглядит самой одетой. Но и опасность ей грозит немаленькая. Если она сейчас проиграет, то уступит место гегемона.

У России, похоже, сговор с обеими сторонами, она здесь самая коварная и лицемерная. Ситуация похожа на Китай после освобождения [прим. 6], который склонялся и к Советскому Союзу, и к Америке. Своих собственных сил у нее не хватает, и она может существовать и развиваться, только колеблясь между двумя сторонами.

Костей Китая мы не видим. Сколько реальной китайской силы от нас скрыто? Но под столом она меняется костями с Россией. А Америка может только строить предположения о том, чем там занимаются Россия и Китай, пытаясь прочесть выражение лица Тайваня. Япония в полном неведении, продолжает играть в свою игру. Самые непостижимые для нас кости – Китая.

Япония… Прочие совершают столько действий, и у нее практически нет возможности выиграть. А если она проиграет, то сразу же выйдет из-за стола.

Тайвань. Она наблюдает за всем со стороны и видит все, что творят игроки, и все понимает. Но у нее нет ни статуса, ни возможностей вступить в игру, и нет права голоса. Но её недовольство ситуацию не изменит, она может только быть прислужницей и чистить фрукты победителю.

Победителем будет либо Китай, либо Америка, здесь сомневаться не приходится. Но нужно четко понимать, что у Америки сила есть, но играет-то она в мацзян, китайскую игру, не в западный покер, и играет по китайским правилам. Что тогда останется от её тщательно продуманного плана?

Примечания.

«Пэн» (碰) – комбинация из трех одинаковых костей мацзяна, в данном случае костей «дунфэн» – восточный ветер.

«Рука» – набор костей, сданный игроку.

«Дудоу» – аналог бюстгальтера в Китае, популярный при династиях Мин и Цин (XIV – XX века).

Имеется в виду Тайваньский пролив, отделяющий остров Тайвань от материкового Китая (провинции Фуцзянь).

Игрок, взявший лишнюю кость в мацзяне, не имеет права выиграть, то есть сложить выигрышную комбинацию, а может только продолжать игру, помогая другим игрокам собирать их комбинации.

Освобождением в Китае называют 1949 год и приход к власти Коммунистической партии во главе с Мао Цзедуном.

Оригинальный текст на 百度贴吧:http://tieba.baidu.com/p/1296971022

«Китайская прислуга»

Кисти Лю И принадлежит картина «Китайская прислуга» (中国女仆), которая дает очень хорошее понимание о геоцентрической системе мира китайцев, в центре вселенной которых располагается Поднебесная. Для интересующихся Китаем далеко не секрет, что китайцы нация надменная, и хотя китайцы не будут это говорить вам в лицо, но все народности находящиеся за китайской стеной продолжают считать варварами.

Сюжетец довольно странный. Голые и не очень голые белые тётки на переднем плане, некоторые сидят на земле. А самих китайцев и не видно, только проглядываются где-то на заднем плане. Сразу встаёт вопрос о названии картины. Где, собственно, прислуга. Известно, что китайский язык чрезвычайно богат на символы и намёки, что способствовало широкому распространению аллегорий не только в литературе, но и в китайском искусстве в целом. Я уж не говорю о богатстве нумерологии, восходящей к ицзину. Для понимания сюжета картины, надо иметь в виду, что она написана в начале 2009 года, когда мировой кризис, порождённый США, охватил планету. Китай, единственная страна, которая смогла противостоять ему, и на которую Запад теперь возлагал надежды, что она вытащит его из экономического кризиса. Поэтому три тарелки, доверху наполненные едой, можно рассматривать как намёк — жрите западные варвары, Китай достаточно богат, чтобы не дать подохнуть с голоду и вам. Понятное дело, что у варваров не может быть никакой культуры еды. Они не владеют палочками, поэтому самое лучше для них есть руками и подобно собаке с земли.

Сейчас любимый лозунг китайцев: Пять тысяч лет цивилизации, тринадцать раз по сто миллионов живущих в гармонии! (五千年文明,十三亿和谐!) Ни одна страна в мире не имеет историю, сопоставимую по продолжительности с историей Китая. Ни одна нация не имеет численности, сопоставимой с численностью китайцев. В 2009 Китаем руководил Ху Цзиньтао. Обратите внимание на китайца на заднем плане и сравните с фотографией Ху.

Ху Цзиньтао выведен в качестве китайского работяги, плодами трудов которого кормится западное отребье на переднем плане, которое никак не ценит это, расплескивая еду на землю.

Ещё один намёк содержится в форме разлитого пятна. Сравните его с картой США. Разбитое яйцо тоже неспроста, оно символизирует «кокнувшуюся» финансовую систему Америки.

Очевидно, что разжиревшая тетка в центре картины, как раз и является образом Америки. Обратите внимание на глаза и мешки под ними, форму носа и ушных раковин.

Интересные аналогии прослеживаются и с другими лицами (глаза, форма носа и губ).

Девушка с косичками, по всей видимости, Россия. Об этом говорит не только «схожесть» черт лиц девушки на картине и Путина, но и ряд других моментов.

Девушка прислуживает оголённым девицам, но, в отличае от них, вхожа в дом (императора). Цвет униформы в которую одета девушка и пятна на лице не оставляют сомнений в том, каким именно ресурсом должна располагать прислуга — это нефть. Ещё один важный момент — девушка полностью одета. Это говорит о том, что у неё, в отличае от оголённых девиц, есть кое-что за душой.

Лапша символизирует силу и долголетие, и она то и встала поперек горла у дивахи с права. Ну не лезет Европе долголетие в глотку. Нужно заметить, ламянь — это прежде всего восточный фаст-фуд. Иероглиф «мянь» — «лапша», это еще и глагол в значении «иметь аудиенцию» (у Императора). А император у нас за столом, на заднем плане. Но к нему нет возможности попасть праздным уличным девкам, поскольку вход надежно охраняет лев — защитник закона, которого чаще ставят перед сакральными сооружениями. Открытая пасть льва призвана отпугивать злых демонов.

Китайские львы, символизирующие защиту от злых духов, как правило, изображаются парно. При этом открытый рот у льва — отпугивает злых демонов, а рот у его пары символизирует защиту добра. Россия как видно не питается подачками с пола, но и за один стол с будущими хозяевами жизни не будет посажена.

О том, что на картине Западная цивилизация изображена именно в виде уличных девиц, говорят и следующие знаки: попугай — китайский сленговый термин для обозначения проституток и красные туфли (расный цвет — это цвет радости и праздника).

«Четыре дамы»

На картине изображены четыре персонажа, причем три из них в сидячем положении, а один в горизонтальном.

Как вы видите позы у них практически совпадают с позами девушек, играющих в маджонг. Правда на первом полотне присутствует ещё одна девушка, держащая в руках блюдо с яблоками и нож. Но она не принимает участие в игре и является сторонним наблюдателем. А теперь внимательно присмотримся к лицам, на второй картине. Они вам не показались знакомыми? Неужели это …

Да, вы не ошиблись. Начнем также слева направо.

Сидящая слева у окна на коленях обнаженная женщина в шляпке с козырьком. Прической и чертами лица напоминает немецкого канцлера Ангелу Меркель. Пикантности добавляет шляпка, имеющая явно европейское происхождение.

В начале прошлого века в Европе вид дамской шляпки говорил о многом. Так, например, очень большое значение имела лента, охватывающая тулью. Если девушка молода, и заинтересована в знакомстве с мужчиной, то ее шляпка была украшена ярким бантом, если она замужем, то лента была завязана в тугой узел. Ну а лента «стрелой» подсказывала окружающим, что дама не замужем, но с кавалером. Отметим, что в нашем случае шляпку украшает именно бант.

К следующему субъекту стоит отнестись с особым вниманием. Сразу не разберешь кто перед тобой - женщина или мужчина. В любом случае, из всех присутствующих он выглядит наиболее мужественно. А вот лицо персонажа имеет определенное сходство с лицом президента России Владимира Путина. Когда я бегло просматривал творения китайского художника в поисках ключа к "Пекину 2008" взгляд зацепился именно за этого участника квартета.

В пользу мужчины, говорит и то, как персонаж прикрывает свое причинное место. Делает это он уж как-то совсем по мужски - обоими руками. Ещё и левую ногу для этих целей приспособил. Видимо есть что прикрывать. В конце концов, женщина в силу своего природного естества, может сделать то же самое действие гораздо изящней и без помощи стольких частей тела.

Далее, сидящая к нам спиной женщина с платком на голове. Из под платка видны зачесанные назад черные волосы, ушко и щечка. Прям совсем, как у китайских лидеров Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина.

Глядя на платок, почему-то вспомнил заметку о традициях китайской провинции Хуанло в Гуанси-Чжанском автономном округе, чьи жительницы после 16 лет не стригут волосы. Верят, что длинные волосы привлекают удачу, богатство и долголетие. Чем выше прическа, тем выше статус. Матери выкладывают из волос гульки и гребни. Если волосы собраны вокруг головы, женщина замужем, но еще не имеет детей. Та, которая носит на голове платок, ищет любовника. Муж не может запретить жене встречаться с другим. Но она должна беречь честь семьи: не приводить его домой, не появляться с ним на людях. Если захочет, может развестись. Во второй раз имеет право выйти замуж через год …

Ну и наконец, красивая молодая женщина, лежащая в соблазнительной позе. Вылитая Мэрилин Монро, которая, как известно, является одним из самых узнаваемых сексуальных символов Америки.

После того как мы идентифицировали основных игроков, рассмотрим их положение относительно друг друга, обстановку комнаты и некоторые предметы. Только не будем забывать, что картину рисовал китайский художник. Поэтому будем смотреть на мир с точки зрения китайцев.

В центре мира, как и на картине художника, находится Поднебесная. И зритель, взирающий на картину, и художник её рисовавший, оказываются, как бы за спиной китайского лидера.

Взглянем на китайскую карту мира.

Если ты находишься в Китае, то тогда на западе будет Евросоюз, на севере Россия, а на востоке Америка. Кстати, детскую загадку, помните – в какой стране люди ходят вверх ногами? США, в отличие от остальных игроков, находятся в другом, западном полушарии. Соответственно на картине Меркель, Путин и китайский лидер сидят, а символизирующая Америку Мэрилин Монро лежит, задрав ноги, и смотрит на них снизу вверх.

Персонажи расположены на шелковой ткани зеленого цвета. Она покрывает пол, стены, кровать и стулья. Очень похоже, что она символ Мирового океана. Единственное исключение белое окно, обозначающее Северный Ледовитый океан, доступ к которому почти полностью перекрывает Путин и частично Евросоюз. Ни у Китая, ни США, нет арктических портов, без которых освоение СЛО попросту невозможно. Китай пока безуспешно пытается создать подобную базу в Исландии, а США только в этом году приняли решение о строительстве портов на Аляске.

Теперь о том, что, происходит на сцене. А происходит не что иное как описание эпизода новой «Большой игры» - «Битва за Арктику».

Как я уже говорил ранее, путинский персонаж – это представитель мужского пола. Остальные три женщины пытаются его соблазнить, причем каждая по своему. Интересна реакция «Путина» – он отвернулся от соблазнительной красотки «Монро», и передом подался в сторону «Меркель», но при этом с любопытством смотрит на зеленое яблоко, которое ему преподносит «Китай». За всем этим пристально наблюдает американка. Китайская женщина, повернув голову сторону «Монро», контролирует реакцию соперницы. Небось, ещё улыбается при этом, своей знаменитой китайской улыбкой …

В Китае яблоко является символом мира и согласия по причине созвучия китайских слов пин — «яблоня» и пин — «мир». Подношение в дар несет в себе идею о вечном согласии и эквивалентно пожеланию «Мир вам». Однако название яблока созвучно и слову «болезнь», поэтому в Китае не принято дарить яблоки больным.

Вместо заключения

Содержание этой картины понятно и без разбора персонажей, особенно на фоне вырубаемого сибирского леса, за счет которого Китай стал крупнейшим экспортером древесины в 2017 году.