Пергам - Алтарь Сатаны

Первые книги, похожие на современные, появились примерно в I веке нашей эры. Они изготавливались из дерева. На страницы-дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был еще мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой металлической палочкой. Несколько дощечек соединялись шнурком в книжечку. Пергамент как материал для книжных страниц еще во II веке до нашей эры использовали в городе Пергаме (Малая Азия).

Изготавливался он следующим образом. Телячья или овечья кожа вымачивалась в известковом растворе, сушилась, растягивалась на раме, разглаживалась пемзой, и, наконец, в эту кожу втирался мед. На пергамент для одной толстой книги приходилось забивать целое стадо телят. Затем над книгой по многу месяцев трудились переписчики и переплетчики. Иногда пергамент использовался повторно. Прежний текст смывали молоком или соскребали ножом. На очищенном пергаменте писали новый текст. Так было погублено много старинных, подчас бесценных книг.

Главное здание института "Матенадаран"
Главное здание института "Матенадаран"

Одним из крупнейших хранилищ пергаментных рукописей в мире и крупнейшим хранилищем древнеармянских рукописей является Матенадаран - или Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — расположенный в Ереване научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения. В Институте хранятся в том числе и древние пергаментные копии и переводы древнейшего сохранившегося полного текста Библии: знаменитый Синайский кодекс - полностью выложен в интернет.

Синайский Кодекс – рукопись христианской Библии, написанная в середине IV столетия н.э., плюс первая дошедшая до наших дней полная версия Нового Завета. Рукопись написана по-гречески. Новый Завет излагается на койне, т.е. древнем общегреческом языке (koine). Ветхий Завет представлен версией, известной как Септуагинта, т.е.текстом, бытовавшим в среде ранних греко-язычных христиан. В рукописи Синайского Кодекса содержания Ветхого и Нового Завета подверглись серьезной переработке, текст испещрен множеством пометок ранних переписчиков, редакторов и корректоров.

Значение Синайского Кодекса для реконструкции изначальных текстов христианской Библии, истории библейской традиции и общей истории книги чрезвычайно велико. Однако, этот труд содержит очень много знаний и данных, о которых еще Соломо́н, третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 до н. э., в период его наивысшего расцвета, заявлял, что «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.» (Екк. 1:18[3]).

Своим названием Синайский кодекс обязан монастырю Св.Екатерины на г. Синай, где рукопись хранилась в течение многих столетий. В целом его принято относить к IV в.н.э. Отдельные листы и фрагменты рукописи были в разное время (1844, 1853 и 1859) вывезены из монастыря в Германию Константином Тишендорфом с целью их публикации. В 1933 г. основная часть сохранившегося Синайского Кодекса (347 листов) была выкуплена у советского правительства и в настоящий момент находится в собственности Британской библиотеки. 43 листа принадлежат библиотеке университета г. Лейпциг. Отдельные части (6 листов) хранятся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. 12 листов и 40 фрагментов все еще находятся в монастыре св. Екатерины – в июне 1975 г. они были обнаружены монахами у северной стены монастыря.

В Германии хранится также множество экспонатов ранней христианской эпохи, в том числе и так называемый «Престол сатаны», о котором есть отдельное упоминание в Библии: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: … ты живёшь там, где престол сатаны» (Откр. 2:12—13)

Есть в греческой мифологии такой эпизод как Гигантомахия. Битва богов Олимпа с Гигантами земли. Она произойдет уже после разгрома Титанов, в войне более известной как Титаномахия. Там будут все: олимпийцы, титаны, гиганты, циклопы, гекатонхейры и много других не менее приятных личностей.

В III веке до нашей эры после распада империи Александра Македонского небольшое царство Пергам, лежавшее на западе современной Турции, обрело самостоятельность. Богатства Пергама были настолько велики, что страна соперничала с самими Афинами. Пергам также называли Иераполис - в переводе с древнегреческого языка означает «священный город». История у этого города очень богатая. Он был основан в 190 году до нашей эры царем Пергама Эвменом II. В 133 году до нашей эры город вошел в состав Римской империи, позже был под властью византийцев, арабов, сельджуков и даже пережил несколько сильных землетрясений. Несмотря на катаклизмы и невзгоды, жители покинули город лишь в XIV веке. Известно, что термальные источники, расположенные здесь, помогали излечиться от любого недуга и даже поднять из мертвых: так, во всяком случае, считали жители Римской империи, стекавшиеся сюда на лечение.

В 228 году до нашей эры полчища варваров-галлов избрали Пергам своей очередной жертвой. Им уже успели покориться многие государства, но аппетиты завоевателей росли не по дням, а по часам. Пергам казался им легкой и верной добычей. Однако варвары просчитались: пергамская армия уступала по численности, но превосходила по техническому оснащению. Это и сыграло на руку пергамцам.

В битве у истоков реки Каик правитель пергамцев Аттал I наголову разбил галлов, чем заслужил от своих подданных прозвище «спаситель». В честь победы Аттал приказал построить посреди столицы жертвенный алтарь. Битва богов и гигантов, запечатленная в камне, должна была напоминать потомкам битву их отцов с галлами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Во славу победы в Малой Азии, в Пергаме был создан величественный Пергамский алтарь победы. Гордые пергамцы в 200 году до н.э. соорудили в честь своей победы алтарь, на котором изобразили фрагменты, полотно Гигантомахии.

Алтарь располагался на южном склоне горы, с которой открывался великолепный вид на нижний город. Храм бога врачевания Асклепия, святилище богини Деметры, другие культовые сооружения, дома богачей – все было видно как на ладони. Алтарь и сам являлся культовым сооружением – в нем проходили богослужения под открытым небом.

Алтарь был поднят на высокий цоколь, в центре его прорезала широкая мраморная лестница, ведущая к верхней площадке. Внутри колоннады находился дворик, где размещался собственно жертвенник. С внешней стороны стены украшали скульптурные композиции, изображавшие битву богов и титанов.

Долгое время алтарь символизировал мощь и величие древнего Пергама, но, как сказал мудрец, все течет, все меняется. Цари Пергама попали в зависимость от римлян и стали жертвами политики «разделяй и властвуй».

Последний из властителей царства Аристоник закончил свои дни плачевно – его задушили в темнице. Дни великой страны были сочтены. Римляне бесцеремонно захватывали ее богатства. Римский император вывез из Пергама библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре.

В первых веках нашей эры фанатичные первохристиане разбили лица античным богам и гигантам, а сам алтарь прозвали «престолом сатаны». Так и простоял он разбитым до 718 года, пока арабы не подчинили себе Малую Азию.

В 1536 году древний город Пергам пал окончательно. Некогда величественное сооружение превратилось в груду развалин и оказалось погребенным под пылью веков. О его существовании напоминали лишь легенды, которые турки, населившие эти края, передавали из уст в уста.

Шедевр считался утерянным. Но в античных "О чудесах мира" есть его детальное описание. В Библии есть упоминание об Алтаре. Она называет алтарь "престолом Сатаны". Алтарь производил большое влияние на умы современников и их потомков.

Прошло много веков, алтарь был практически забыт.

В 1878 году в Османской империи дороги строит немецкий (все пожирающая любовь османов ко всему немецкому, иногда начинает фонить радиационными децибелами ) специалист.

В 1864 году турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира. Осматривая место будущего строительства, инженер Карл Хуман заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трехсот метров.

И тут заминка: да, он инженер, строитель и архитектор, но он же и известный немецкий археолог Карл Хуман, что наталкивает на мысль, что немцы искали скорее Алтарь, а при этом и деньги зарабатывали, и строили дороги. Как вы понимаете, Хуман археолог, строил дороги именно в Пергаме.

Поднявшись на холм, инженер обнаружил остатки крепостной стены. В этом месте никогда не производились археологические раскопки, и какое-то шестое чувство подсказывало ему, что здесь можно отыскать немало интересного. Он разговорился с турками, нанятыми в окрестных деревнях для строительства дороги. Они в один голос заявили:

Это место проклято, копать здесь нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Еще наши деды и прадеды рассказывали, что всех, кто добывает тут камень, Аллах сурово наказывает: люди теряют дар речи, у них отказывают руки и ноги.

Хуман предположил, что когда-то здесь мог находиться город, о котором история не сохранила никаких сведений, но он живет в народных сказаниях. Карл обратился к берлинским археологам за поддержкой – тщетно. Те не верили в существование древнего города.

Только в 1878 году дело сдвинулось с мертвой точки: директор императорских музеев Александр Конце выделил деньги на проведение археологических работ, а Хуман получил официальное разрешение османской стороны. Первые раскопки начались 9 сентября и продлились год. Вот как Карл Хуман описывал счастливый день, принесший первые находки:

Когда мы под­нимались, семь громадных орлов парили над акрополем, предвещая счастье. Откопали и расчистили первую плиту. То был могучий гигант на змеиных извивающихся ногах, обращенный к нам мускулистою спиною, голова повер­нута влево, с львиной шкурой на левой руке… Перевертывают другую пли­ту: гигант падает спиною на скалу, молния пробила ему бедро — я чувствую твою близость, Зевс!
Лихорадочно обегаю все четыре плиты. Вижу, третья подходит к первой: змеиное кольцо большого гиганта ясно переходит на плиту с гигантом, павшим на колени… Я положительно дрожу всем телом. Вот еще ку­сок — ногтями я соскабливаю землю — это Зевс! Памятник великий и чудесный вновь подарен миру, увенчаны все наши работы.
Глубоко потрясенные стояли мы, трое счастливых людей, вокруг драгоценной находки, пока я не опустился на плиту и не облегчил свою душу крупными слезами радости.

Он телеграфирует в Берлин: "Над Акрополем парят семь орлов", из Берлина телеграфируют в Стамбул, Султан дает всемилостивейшие разрешение на археологические раскопки. Причем, немцы мягко, ему сажают, что мол, ты же знаешь мы немцы, и счет у нас немецкий, какие никому ненужные "склянки-банки" найдем, наше. Великий султан, ведь не из тех, кто пожалеет какие-то осколки. Щедрость его подпирает вселенную, мудрость его не знает предела. Султан нежным голосом произнес "Ну, колосо!", и дал щедрое разрешение: всё, что найдут, увезти в Германию.

Археологическая группа "Афины" под руководством Карл Хумана находит крупные фрагменты алтаря. В Германию летит телеграмма "Zig!" - Победа. Немцы опасаясь, что османы догадаются, о какой ценности идет речь, не пустят вывезти ее из империи. Все быстро грузится на ослов, и молниеносно доставляется к морю, оттуда на Берлин.

Aufwiedersehen Sultan!

В Берлине ликование, вся Германия на улицах празднует триумф! Величайшая находка выводит немецких археологов на пьедестал. Проклятые англичане, наконец, получили свой урок. Отныне у Берлинского музея есть свой шедевр высшего порядка "Пергамский Алтарь". Покраснеет от стыда и унижения, ненавистный лондонский британский музей, и его фрагменты фриза Парфенон.

Aufwiedersehen Britanica!

Алтарем интересовались известные маги Алистер Кроули и Самюэль Мазерс — основатель магического ордена «Золотая Заря». У алтаря совершали тайные обряды Лия Хираг, известная в оккультных кругах как «Блудница в пурпуре», и Марта Кюнцель — национал-социалистка, входившая в Орден восточных тамплиеров. Известен факт, когда Лия Хараг, выполняя задание своего любовника Алистера Кроули, шептала слова древнего заклинания. Целью тайного обряда было «освободить флюиды древних природных богов».

Пергамский алтарь притягивал к себе как магнит эсэсовцев и их приближенных, к примеру, Карла Марию Виллигута — немецкого язычника, серьезно повлиявшего на мистические настроения Третьего рейха. Алтарем восхищались Рихард Вальтер Дарре и любимец Гиммлера Гельмут Далкуен.

И тут очень такая ситуация возникает, напряженная, через сотню лет турки проснулись, и в 2001 году потребовали "Пергамский Алтарь" обратно, мол верните, нам, мы хотим Алтарь. Немцы им вежливо ответили, мы немцы и счет у нас немецкий, и вот он нам напоминает, что разрешение на вывоз нам давал сам Султан (свет мира, чья щедрость подпирает вселенную итд), так вот, ребята, он давал нам разрешение на вывоз, он и может потребовать обратно. Но, его нет, а, с вами мы дела не имели. Так что, пардон, то есть ...

Aufwiedersehen Türken!

До, сих пор неизвестны скульпторы, хотя осталось одно имя, другие стерты временем. На фризе осталась одна надпись имени, мастер: "Theorretos". Видите, века прошли, тысячелетия, о нем пишут, а вы читаете, так, что Theorretos - как бы почти бессмертный :)

Кстати огромное число шедевров античного мира географически было создано в малой Азии и вывезено в Европу, так что ...

Aufwiedersehen!