Интервью с учителем / рок-музыкантом.

“Учителя тоже люди”. С таким лозунгом активисты отстаивают право учителей на личную жизнь. Но что если ты не просто учитель, но еще и рок музыкант? Регулярно гастролирующий по стране и выступающий на байк-слетах? Чтобы ответить на эти вопросы мы решили обратиться к Дмитрию (https://vk.com/sudzuky).

Дмитрий Судзиловский - 1969 г. рождения, преподаватель истории в московской школе. В то же время организатор и солист рок-группы “Тринадцатое созвездие”.

Дмитрий, на сколько я знаю вы вначале стали певцом, а уже потом пришли в педагогику. На официальном сайте группы упоминается, что в 1991 году вы поступили в педагогический институт. Почему выбрали именно педагогический?

Есть какие-то профессии, в которых я себя вижу (и видел). И есть профессии, в которых я себя не вижу (и не видел). Учитель, это профессия, в которой я себя вижу и видел после школы (а точнее после армии). Я чувствовал, что учителем мне будет работать интересно, и у меня это получится. Потому, и поступил в педагогический. Я поступил в институт, когда мне было уже 22 года. Я тогда уже в армии отслужил, в такси год отработал, и в некоторых других местах поработать успел. Одна из мотивировок, приведших меня в педагогический институт, была в том, что мне не нравилось большинство учителей в той школе, в которой учился я сам. И я, ещё учась в школе, задумывался на тему, а смогу ли я быть учителем и работать по-другому (не так, как мои учителя)? Мне тогда хотелось делом доказать, что можно по-другому (что учителя могут быть другими, а не такими «совковыми», которые учили меня). А группу я создавал в тоже время, когда и поступал в институт. Я бы не стал употреблять термин «стал певцом», а как-то по-другому это бы назвал. Я писал стихи и песни, и к тому времени, когда поступил в институт, уже какое-то количество их написал. Мне нравилась рок-музыка – это было (и есть) моё. Я мечтал исполнять свои песни в рок ансамбле. Потому, и создавал этот рок ансамбль, через все тернии. Как это делается, я тогда не знал. Всё было по наитию и интуиции. Но огромное желание и энтузиазм мне помогали. Когда я поступал в институт, то постоянного состава группы «Тринадцатое Созвездие» ещё не было. А когда закончил институт, то группа существовала, концертировала, было записано несколько альбомов, и мы приобрели небольшую известность. Только сразу оговорюсь, что не люблю, когда моё занятие музыкой называют «хобби». Мол, я работаю учителем, а музыка – это хобби. Это не так. Музыка -– основное дело моей жизни. Занимаюсь я этим профессионально. Группа «Тринадцатое Созвездие» - группа профессиональная. Потому – это не хобби.

Когда вы начали работать в школе? Почему не сразу после института, а только спустя несколько лет?

В школе я отработал уже восемь лет (даже самому не верится). С 2010 года. Почему не пошёл сразу работать в школу? Я учился в институте в 90-е года, когда экономика страны переламывалась. Я учился на вечернем, стипендию мне не платили, у меня была жена и ребёнок, и надо было зарабатывать деньги. А найти работу тогда было очень непросто. Три года я жил на то, что играл на гитаре в переходе у Павелецкого вокзала. А потом влез в рекорд бизнес, и (заняв у друга немного денег) открыл свою фирму. Это был изначально оптовый склад компакт кассет. Но прицел был на рекорд-лейбл (что потом и получилось). «А и Б Рекордз», созданная мной , в первое десятилетие двухтысячных стала известной рекорд-компанией в панк и рок индустрии. Так что, когда я закончил институт, то речь о том, чтобы идти работать в школу, вообще не могла идти. Я с головой влез в бизнес. А вот когда в очередной кризис (2008-2009 года) рекорд-бизнес в нашей стране стал загибаться, то я вспомнил про полученное педагогическое образование и былое желание поработать учителем. Правда я думал, что спустя 15 лет после окончания института в школу я не устроюсь. Но мне повезло – я устроился. О чём не жалею.

Когда устраивались на работу, то как директор отнесся к вашему увлечению музыкой?

Я сначала год отработал в частной школе. Там директор сказала, что ей всегда нравились творческие люди, и без вопросов взяла меня на работу. Но там я работал только два дня в неделю, что позволило мне восстановить в памяти материал. Через год я устроился в обычную школу. Изначально я шокировал директора своим видом (она сама потом много раз об этом говорила), когда пришёл устраиваться учителем в джинсах, с серьгой в ухе, и меня взяли на испытательный срок (один год). Видимо этот испытательный срок я выдержал. Вообще директор относится к моей музыкальной деятельности с уважением. Скажем так: с директором мне повезло.

Как дети отнеслись к тому, что их учитель истории еще и музыкант, выступающий на байк-слетах?

Дети нормально относятся. Им прикольно это сознавать, как мне кажется. Они выделяют меня из всех учителей.

Помогает ли это вам в работе? Вы выложили несколько роликов с вашими учениками. Расскажите, как шла работа над их записью?

В работе это не помогает, конечно. Напротив, мешает, потому что и та и другая деятельность отнимает много времени, сил и энергии. Но я стараюсь везде искать почву для творчества. Так и пришла идея записать песню и снять клипы с детьми. Первый блин комом не получился, и теперь уже сами дети просят ещё что-нибудь с ними записать и снять. Работаем мы с ними по одной и той же схеме. Сначала мы с Серёжей Левченко (барабанщик Тринадцатого Созвездия) записываем на студии минус. Потом я привожу на студию детей, и они записывают вокал (вокалы). Работают дети все по-разному. Кто-то относится излишне серьёзно, кто-то попроще. Но все стараются. Ну, а потом уже снимаем видео. Со съёмкой видео мне чаще всего помогает Вова Родионов (группа «Ульи»)

Ходят ли дети на ваши выступления?

Нет. Не ходят. Они слушают сейчас совсем другую музыку. Да и родители не пускают, наверное. Пару случаев было всего, когда приходили ученики с родителями. А без родителей их не пустят. Им нет восемнадцати.

Наверняка ученики и коллеги слышали вашу хулиганскую песню “про сиськи”. Как они к ней отнеслись?

Спустя полгода моей работы в школе меня спросила директор: «А что это за песня про Большие Сиськи, о которой говорит вся школа?». Я ответил, что слово «большие» там нет))) Там поётся, что «люблю я все размеры, люблю любые формы». И подарил ей диск с этой песней. На данный момент коллеги (те, кто в курсе) относятся с иронией. Дети тоже относятся с иронией. Но опять же те, кто в курсе. Дети слушают сейчас другую музыку, и они не изучают детально моё творчество. Но могу сказать, что когда я написал эту песню, то и предположить не мог, что буду работать в школе. Если бы я тогда работал в школе, то такую песню точно бы не написал, ибо статус учителя накладывает ответственность. Собственно, я плавно перешёл к следующему вопросу.

Слышали ли вы про акцию “Учителя тоже люди”? На ваш взгляд статус “учитель” должен как-то влиять на поведение человека вне стен школы?

Статус «учитель» конечно же должен влиять на публичное поведение человека везде. Вообще любой социальный статус должен влиять на социальную роль человека. И статус учителя обязывает следить за собой. Но переборов быть не должно. Что касается истории об увольнении учительницы в закрытом купальнике, то это несомненно перебор. Вообще, в первую очередь подобное фильтровать должен только внутренний самоконтроль, а не мнение какого-то чиновника. Мы живём в демократическом и правовом государстве, согласно конституции.

Конечно же учитель не имеет морального права выкладывать публично свои фотографии в обнажённом виде (или женщины топлесс). Учитель не имеет морального права использовать в публичных постах и комментариях ненормативную лексику. Учитель не может выкладывать свои видео или фото, где он в конкретно пьяном виде. Учитель должен быть примером. Но что касается фото в купальнике, то здесь конечно же «учитель тоже человек». И он имеет полное право выложить свою фотографию, к примеру, на пляже, как и любой другой человек (как и родители детей). Единственное, конечно же учитель должен иметь хороший вкус, и относиться к себе самокритично. То есть, фотография должна быть красивой, и учитель должен быть на ней красивым (особенно если это женщина). Но критерием тут может конечно же служить только его собственная оценка. И здесь гораздо хуже другая крайность, когда учитель (тоже особенно это касается женщин) совсем не следит за собой. Как мне написала дочь моего одноклассника: “Наша историчка ходит в одной и той же зелёной кофте лет пять, сколько я её помню”. Вот такого быть не должно. Учитель должен быть современен и внутренне и внешне. Детям он (она) должен нравиться, им не должно быть за него (за неё) стыдно, они должны хотеть с ним (с ней) общаться, и должны им (ей) гордиться.

Сейчас много говорят о недостаточном финансировании школ, постоянном урезании бюджета. Как по вашим личным ощущениям - действительно ли недодают денег? Или ситуацию драматизируют?

Денег всегда не хватает. Хотелось бы конечно, чтобы зарплаты были больше за этот важный и тяжёлый труд. Особенно это касается регионов. Там вообще мизерные зарплаты. В Москве ещё более-менее, но всё равно, мне кажется, что труд учителя должен оплачиваться лучше.

Не меньше разговоров об ущемлении прав учителей. Что заставляют брать классное руководство, навешивают дополнительные обязанности без доплат. Сталкивались ли вы лично с таким или слышали от коллег?

Тут я скажу так: в любой системе есть свои правила. Если не нравится, то не работай. Я точно пришёл в школу не для того, чтобы поднимать там революцию. Если никто не будет брать классного руководства, то кто же будет классным руководителем у детей? И если ты не хочешь быть классным руководителем, может педагогика – это не твоё? Что касается дополнительных обязанностей без доплат, то что касается меня, то я сам на себя их «навешиваю». Я много занимаюсь с детьми дополнительно и бесплатно, готовлю их к экзаменам. Но не потому, что меня «заставляют», а потому, что я переживаю за детей. Они мне все как родные. Я же ради детей пошёл работать в школу.

Так сложилось, что в школах преобладает женский коллектив. В вашей школе так же? Ведь сегодня мужчины педагоги не так часто встречаются. Не пытаются ли вас привлекать на мелкие хозяйственные работы? (стенку покрасить, полочку прибить).

Что-то прибить конечно же просят иногда. Это нормально. И не так, чтобы очень часто. Большинство женщин-учителей вообще на все руки (сами всё прибить могут). А в женском коллективе работать даже прикольно.

Сейчас много говорят об эмоциональном выгорании учителей. Чувствуете ли вы, что работаете на пределе? Возникает ли желание все бросить и уйти из школы?

Да, конечно чувствую. Работаю на эмоциональном и физическом пределе. К летним каникулам исчерпываюсь почти полностью, и очень устаю. Но по-другому в школе нельзя. Я же добровольно на это пошёл.

Так же часто слышу жалобы педагогов на огромное количество никому не нужной отчетности. Так что детей учить толком некогда. У вас отчетность тоже отнимает много времени?

Да. Очень много писанины. Это напрягает. Но об этом не хочу особо говорить. Это неинтересно.

Чего на ваш взгляд не хватает российской школе? Какие основные проблемы?

Бесправие учителей перед учениками – вот проблема. Ученики очень разные. Есть и конкретные хамы, и конкретно невменяемые. А у учителя, по сути, нет никаких рычагов воздействия.

Лично я бы на какое-то время отменил бы обязательное образование. Не платным его бы сделал, а сделал необязательным.

Вот, большевики много чего плохого натворили, но кое что сделали и хорошего. Одно из положительных их деяний – это то, что они дали образование населению. И вот тогда, когда государство стало обучать крестьян и рабочих – это ценилось. Потому, что тысячи лет до этого это было невозможным. И потому люди понимали, что образование им нужно самим. Ходили на Рабфаки, в школы. А вот уже в моём поколении это понимание пропало. Школа воспринималась, как принуждение. Мол, тебя заставляют. А что обязательно – то плохо. И сейчас учителя просто заставляют многих детей учиться (вижу картину изнутри). А этого быть не должно. Должно быть так: не хочешь учиться – до свидания. Сам оцени свои перспективы в современном социуме, без образования. Как поймёшь необходимость – приходи. Но приходи учиться, а не прогуливать школу или срывать уроки. У меня-то урок трудно сорвать. Хотя и у меня случались конфликты. Но большинство же учителей – это слабые женщины.

Каково это быть и учителем и рок музыкантом одновременно?

Одновременно быть тяжело. Мне пришлось почти полностью отказаться от концертов во время учебного года (наверстываю летними фестивалями). И то и другое требует больших временных затрат. Поэтому, сам не знаю, как успеваю. Что-то упускаю, наверняка.

Спасибо Дмитрию, что нашел время ответить на вопросы. Хочется пожелать ему успехов и как на музыканту и как педагогу. Вот он - яркий пример, как можно быть больше чем просто учителем. В комментариях вы можете рассказать о своих увлечениях и как они влияют на педагогическую работу.