На авось: несчастный случай без допуска


Содержание статьи:

Описание несчастного случая

Асфальтобетонный завод был демонтирован и установлен на новом месте. Соответственно, производственная деятельность не осуществлялась. В ходе смены места размещения завода любые строительно-монтажные работы (в том числе работы по установке забора и обвязке труб) должны были выполняться согласно правилам по охране труда в строительстве.

Приведем хронологию событий:

  • 9 апреля 2018 года между ООО «МИР» и индивидуальным предпринимателем Романовым Р. Р. был заключен гражданско-правовой договор на установку забора и проведение других строительно-монтажных работ.
  • 29 августа 2018 года Романов Р. Р. привел на территорию предприятия бригаду сварщиков, и они начали осуществлять сварочные работы по «сварке» трубопровода и емкости, наполненной легковоспламеняющейся жидкостью.
  • 5 сентября 2018 года Романов Р. Р. сообщил оператору асфальтобетонного завода Иванову В. К. через мессенджер о том, что сварные швы на трубе цистерны, которые произвели его сварщики, пропускают дизельное топливо, и просил не сообщать об этом руководителю, а также настаивал не запускать оборудование до устранения протечки. Романов принял решение скрыть протечку и устранить ее без ведома руководства на следующий день. Он надеялся таким образом не давать лишних поводов заказчику проверять его остальную работу.
  • 6 сентября 2018 года Романов Р. Р. появился на территории предприятия в 10.00 и начал осматривать ранее проделанные им сварочные работы на трубе подачи дизельного топлива.

Себе в помощь Романов Р. Р. позвал Сазонова А. Ф (разнорабочий асфалтобетонного завода), так как выполнять сварочные работы одному было неудобно. По словам очевидцев он попросил подержать сварочные провода.

Примерно в 12.00 на территории предприятия произошел взрыв, а затем — пожар.

Согласно протоколу опроса начальника производства от 19.10.2018 причиной взрыва могло явиться проведение Романовым Р. Р. сварочных работ трубы обратной подачи над цистерной. В соответствии с выпиской из акта судебно-медицинской экспертизы трупа Романова Р. Р. смерть наступила в результате термических ожогов пламенем III–IV степени головы, шеи, туловища, конечностей на площади около 100% поверхности тела, осложнившихся ожоговым шоком тяжелой степени. Согласно выписке из акта судебно-медицинского исследования трупа Сазонова А. Ф. смерть наступила в результате тупой сочетанной травмы с повреждением костей скелета и внутренних органов.

  • 7 сентября 2018 года в офис администрации завода явились сотрудники полиции, которые провели обыск и изъятие документов: трудовых договоров, кадровых документов, должностных инструкций.
  • 1 октября 2018 года в офис работодателя завода пришло распоряжение о внеплановой проверке, согласно которому предприятию перед проверкой необходимо было подготовить определенный перечень документов (приложение 1).

Понимая, что самостоятельно не сможет ответить на все вопросы инспектирующих органов, руководитель асфальтобетонного завода обращается за помощью к экспертной компании «Внедрение систем и развитие» (г. Тольятти) и заключает договор, в рамках которого согласованы:

  • помощь в проведение расследования несчастного случая;
  • подготовка всего пакета документов к предстоящей проверке;
  • помощь в организации основных процессов по охране труда;
  • аудит производства;
  • дальнейшее сопровождение (аутсорсинг).
  • 5 октября 2018 года (пятница) специалисты экспертной компании «Внедрение систем и развитие» запросили необходимые документы у руководства завода, согласовали ТЗ на разработку документов.
  • 6 октября 2018 года специалисты экспертной компании провели аудит на производстве и предоставили  аналитическую записку с рекомендациями по устранению нарушений перед визитом инспекции по труду (приложение 2).
  • 8 октября (понедельник) инспектор приехал в офис для проведения внеплановой проверки.
  • 25 октября было выдано заключение государственного инспектора о расследовании несчастного случая (приложение 3). Мы видим, что несчастный случай с подрядчиком не подлежит учету и квалификации в силу того, что исполнитель работал по договору подряда и не являлся работником предприятия.
  • 30 октября был составлен протокол об административном нарушении и назначен штраф 260 000 рублей.

Какие ошибки были допущены работодателем?

Редакция журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» обратилась за комментариями к генеральному директору компании «Внедрение систем и развитие» Вадиму Петровичу Лазуткину, чья команда оказала поддержку работодателю в расследовании несчастного случая.

В чем заключались основные ошибки руководства завода до несчастного случая и чем удалось помочь клиенту при том, что ситуация оказалась довольно сложной?

Ошибка 1 

Итак, первая и самая важная ошибка работодателя заключалась в том, что до производства работ он не запросил у подрядчика документов , которые бы подтвердили наличие минимальных мер по обеспечению безопасности труда работников.

Работодатель до начала работ должен был потребовать у исполнителя следующие документы:

1) удостоверения по охране труда и пожарно-технический минимум руководителей и рабочих (протоколы обучения);
2) удостоверения об обучении по оказанию первой помощи руководителей и рабочих (протоколы обучения);
3) удостоверения об обучении по высоте руководителей и рабочих;
4) удостоверения об обучении по электробезопасности у рабочих;
5) приказы о назначении ответственных за безопасное производство работ;
6) перечень инструкции по охране труда;
7) нормы выдачи специальной одежды и обуви;
8) результаты проведения медицинских осмотров;
9) список работников с указание Ф. И. О. и профессий допущенных к работе на строительной площадке.
10) журналы проведения вводного инструктажа по охране труда;
11) журнал проведения инструктажа на рабочем месте.

Ошибка 2

Перед началом работ заказчик и исполнитель должны были подписать:

1) акт-допуск на территорию строительной площадки (согласно приказу  Минтруда Российской Федерации «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» от 1 июня 2015 года № 336н);
2) акт-допуск на производство СМР;
3) наряд-допуск на производство огневых работ.

Внимание! Также необходимо было сделать запись в журнале вводного инструктажа заказчика.

Ни акт-допуск, ни наряд-допуск исполнителю выданы не были.

Каким образом необходимо было составить наряд-допуск и акт-допуск, приводим в приложениях 4 и 5.

Ошибка 3

Заказчик не проводил вводного инструктажа для Романова Р. Р., а тот в свою очередь не проводил инструктаж для сварщиков своей бригады.

Квалификация работников, выполняющих электрогазосварочные работы, не была подтверждена никакими документами.

По итогам проверки были выявлены замечания в части отсутствия медосмотра, отсутствия обучения, психиатрического освидетельствования у пострадавшего работника.

Ошибка 4

Исходя из акта Н-1, подрядчик, который должен был выполнять сварочные работы, не согласовал свои действия с заказчиком (в лице руководителя) и несанкционированно начал производить сварочные работы с множеством нарушений:

  • без наряда допуска на огневые работы;
  • без принятия мер безопасности;
  • с привлечением сотрудника организации-заказчика (без обучения, допуска и т. д).

Итак, сэкономив на организации работ по охране труда время и средства, работодатель потерял намного больше и приобрел негативный опыт взаимодействия с контрольно-надзорными органами и судебной системой.

Какую реальную помощь получил работодатель от экспертной компании?

Несмотря на сжатые сроки, экспертная компания помогла работодателю за два дня подготовить и привести в порядок полный пакет документов (таблица).

Перечень документов по охране труда

№ п/пНазвание документаПриказы1О введении в действие инструкций по охране труда2Об утверждении перечня профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное получение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств3О назначении ответственного лица за хранение, своевременное осуществление химчистки, стирки, ремонта, обезвреживания и обеспыливания специальной одежды и обуви4О назначении ответственного лица за осуществление контроля условий и охраны труда5О назначении ответственного за организацию работ по охране труда6О назначении ответственного лица за охрану труда в организации7О назначении ответственного лица за проведение вводного инструктажа8О проведении инструктажа на рабочем месте9О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований  охраны труда работников10О введении положений по охране труда11О назначении ответственного лица за электрохозяйство организации12Об обеспечении комплектации и содержания медицинских аптечек для оказания первой помощи работникам13О назначении ответственного лица за разработку инструкций по охране труда14О назначении ответственного лица за погрузочно-разгрузочные работыИнструктажи15Программа и инструкция вводного инструктажа по охране труда16Программа проведения инструктажа неэлектротехническому персоналу на I квалификационную группу по электробезопасности17Программа первичного инструктажа для менеджера-логиста18Программа первичного инструктажа для главного бухгалтера19Программа первичного инструктажа для заместителя главного бухгалтера20Программа первичного инструктажа для руководителя проекта21Программа первичного инструктажа для оператора АБЗ22Программа первичного инструктажа для разнорабочего23Программа первичного инструктажа для сторожа-контролера КПП24Порядок и форма стажировки и допуска к самостоятельной работеЖурналы25Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда26Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (повторного, целевого, внепланового)27Журнал регистрации несчастных случаев на производстве28Журнал выдачи инструкций по охране труда29Журнал учета инструкций по охране труда30Журнал учета присвоения группы I  по электробезопасности неэлектротехническому персоналуИнструкции по охране труда31Инструкция по оказанию первой помощи в организации32Инструкция по безопасному движению работников33Инструкция по охране труда для пользователей персонального компьютера34Инструкция по охране труда для персонала I группы по электробезопасности35Инструкция по пожарной безопасности в организации36Инструкция по охране труда для менеджера-логиста37Инструкция по охране труда для главного бухгалтера38Инструкция по охране труда для заместителя главного бухгалтера39Инструкция по охране труда для руководителя проекта40Инструкция по охране труда для оператора АБЗ41Инструкция по охране труда для разнорабочего42Инструкция по охране труда для сторожа-контролера КПП43Инструкция по охране труда при работе с ЛВЖ и ГЖ44Инструкция по охране труда по содержанию и применению средств индивидуальной защиты45Инструкция по охране труда при работе с ручным инструментом46Инструкция по охране труда при работе с ручным механизированным инструментом47Инструкция по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ48Инструкция по охране труда при эксплуатации копировально-множительного аппарата49Инструкция по охране труда при эксплуатации погрузчикаПоложения50Положение о системе управления охраной труда51Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты52Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда53Положение об обеспечении работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами54Положение о лице, уполномоченном по охране труда55Протокол об избрании уполномоченного по охране труда56Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производствеПеречни57Перечень профессий и должностей работников, которым предусмотрена бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты58Перечень профессий предоставляющих работникам право на смывающие и (или) обезвреживающие средства59Перечень инструкций по охране труда и электробезопасности60Перечень должностей, освобожденных от проведения первичного и повторного инструктажей61Поименный список лиц подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам62Контингент лиц подлежащих предварительным и периодическим медосмотрам63Перечень должностей и профессий, требующих присвоения 1 группы по электробезопасностиПрограммы обучения по охране труда64Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов65Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для оператора АБЗ66Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для разнорабочего67Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для сторожа-контролера68Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ69Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями70Программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для персонала 1-ой группы по электробезопасностиПротоколы обучения71Протокол обучения по охране труда руководителей и специалистов72Протокол обучения по охране труда оператора АБЗ73Протокол обучения по охране труда разнорабочего74Протокол обучения по охране труда сторожа-контролера КПП75Протокол обучения по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ76Протокол обучения по охране труда при работе с инструментом и приспособлениямиЛичные карточки учета77Личная карта учета выдачи средств индивидуальной защиты78Личная карта учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств

Инспектор не стал спрашивать документы, подтверждающие наличие процедур в организации управления профессиональными рисками, и документы по оценке этих рисков, так как фактически предприятие на момент только завершило переезд с одного места на другое.

Инспектор ГИТ решил предоставить положение об организации работ по охране труда. На этот запрос экспертная организация составила пояснительную записку о том, что такой документ обоснованно предоставлен не будет (приложение 6).

В заключение следует сказать, что на июнь 2019 года ситуацию на данном предприятии можно охарактеризовать следующим образом:
  • Компания не работала два месяца с момента происшествия, так как потребовалось время для восстановления оборудования и исполнения всех предписаний. На текущий момент завод полностью функционирует в штатном порядке.
  • Кроме внеплановой проверки ГИТ, других инспектирующих проверок на предприятии не было.
  • Работодатель исполнил все рекомендации экспертной компании, а также предписания ГИТ.
  • Работники предприятия стали ответственнее подходить к вопросам охраны труда. Использование СИЗ, прохождение медицинского осмотра, обучение, соблюдение правил по охране труда — ко всему они относятся с пониманием важности.

Статья подготовлена совместно компанией «Внедрение систем и развитие»  и редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» http://otpb.com.ru/. Статья будет опубликована в 7 номере. Публикации и документы этого номера будут содержать ответы на следующие вопросы:

1 Почему важно, чтобы работодатель заранее знал не только о действующих Отраслевых Соглашениях, но и проектах Соглашений?

2 Как не упустить возможность реализовать свое право на отказ от участия в отраслевых тарифных соглашениях?

3 Каким образом и почему именно работодатель в своих локальных нормативных актах должен  установить порядок информирования работников о нормативных требованиях к условиям труда на рабочих местах?

4 В каких отраслях работодатель обязан направлять на медосмотры работника в рабочее время, а не в период выходных или отпуска?

5 Отсутствие каких мероприятий вызывает больше всего замечаний и штрафов при проверке пожарной безопасности?

6 Каков порядок обжалования предписаний ГИТ?

7 Как, отслеживая порядок проверки, можно формировать материалы для судебного разбирательства?

8 На сколько смертельных случаев на предприятии приходится до 30 случаев с тяжелыми последствиями?

9 Для кого инновационные BIM технологии не роскошь а необходимость?

10 Как прогнозировать и выявлять опасные ситуации на несколько месяцев вперед, корректируя при этом ситуацию в зависимости от погодных условий, наличия новых подрядных организаций, этапа того или иного вида СМР?

12 Какой документ является одним из первых документов в системе менеджмента качества испытательной лаборатории?

13 Какие самые важные особенности проверок пожарной безопасности должен знать ответственный в управляющей компании?

14 Каким образом регламентировать действия работников при обнаружении пожара?

15 Кто и каким образом определяет класс взрывоопасных и пожароопасных зон?

16 Как действовать работодателю если при проверке инспектор ссылается на отмененный нормативный документ или на документ, не являющийся нормативным правовым актом?

17 В каких случаях и в каких отраслях работодатель обязательно должен иметь договоры не только на покупку, чистку (стирку) и ремонт специальной одежды, но и ее подгонку под работника?

18 Каким нормативным документом регламентируется охрана руда на нестационарных рабочих местах в строительстве?

19 Какие документы входят в примерный перечень по пожарной безопасности, необходимый при проверке управляющей компании, эксплуатирующей электрооборудование?

20 Какие организации обязаны иметь собственную испытательную лабораторию?

Читать другие статьи на нашем сайте по ссылке: goo.gl/WaZtwJ