Что такое «профессиональные» колонки?

22 May 2018

Attention! Много кавычек!

Удивительно, как быстро мы привыкаем к жаргону, мудреные слова с неочевидным смыслом легко могут запутать даже более-менее опытного человека. К примеру, однажды, по глупости при поиске трансформаторов я ввел в «гугле» слово «трансы» и включил картинки. Зря…

Итак, вернемся к теме профессиональных акустических систем. Да-да, именно акустических систем, ведь условный термин «колонки», прежде всего, не описывает предмет с точки зрения его назначения, а во-вторых, предполагает конструкцию, где несколько динамиков собраны в корпусе-башне. Таких систем было достаточно много уже в СССР, а сейчас уж и подавно.

Ну, да шут с ним, прижилось слово, раз есть «ксерокс», «крона», «скотч», пускай будут и «колонки». Что же делает заветную аппаратуру профессиональной? Может, качество звука? Нет, нет и еще раз нет! Сочный, чистый, прозрачный, глубокий, объемный – какие эпитеты мы бы не перебирали, суть остается прежней. Профессиональное оборудованиеобычно применяется для озвучивания массовых мероприятий, то есть концертов, презентаций, больших кинотеатров, репетиционных точек и т.п.

Бытовое музыкальное оборудование используется дома, например, подключается к компьютеру, многоканальному усилителю (т.е. ресиверу, домашний кинотеатр) или же как Hi–Fi стерео комплект. Кроме этого бывает еще студийная акустика (не путать с мониторами для сцены!), трансляционная акустика, конференц-системы. Каждая из этих и других ипостасей звука обладает своими: набором характерных технологических решений, обусловленных чисто практическими повседневными требованиями пользователей.

В профессиональном оборудовании часто используются разъемы XLR и speakon, в бытовом RCA и banana plug выходы трансляционных усилителей рассчитаны на высокоомную нагрузку (High-Z); подавляющее большинство студийной мониторной акустики выполнено в активном варианте, с активными же фильтрами; имеются разные стандарты сигнальных выходных уровней… Продолжать перечислять нюансы можно до бесконечности.

Акустика вне зависимости от назначения может быть пассивная или активная. Если АС обладают встроенным усилителем (способным принимать сигнал линейного, микрофонного уровня), то они активные. Пассивный вариант предполагает подключение АС к внешнему усилителю мощности акустическими кабелями. У каждого варианта есть свои плюсы в зависимости от предполагаемого режима использования, однако говорить о явных и неоспоримых преимуществах (громкость, качество звука) нет смысла, действующие лица одни и те же: источник – усилитель – фильтр – динамики.

Конечно, речь не идет о том, чтобы использовать пассивные фильтры при нескольких киловаттах рассеиваемой мощности. Любое инженерное решение должно быть рационально, взвешено, обусловлено конкретной необходимостью.

Можно ли петь, подключать электрогитару или бас к бытовой акустике… Конечно, можно, но результат использования дорогой техники не по назначению может оказаться плачевный, например сгоревшие ВЧ. Все дело в динамике, размахе сигнала. Готовые музыкальные композиции – это заранее компрессированный аудиоматериал, мастеринг-инженер позаботился о комфортном звучании фонограмм в широком диапазоне громкостей, а уровень сигнала строго ограничен на протяжении всего времени звучания.

Пики «сырого» сигнала могут значительно превышать допустимые пределы, приводить к «клиппингу» усилителя, в тяжелых случаях – к выгоранию динамиков. Профессиональная аппаратура адаптирована к этому и имеет очень солидный запас по мощности, высокую чувствительность динамиков, обеспечивая тем самым высокую громкость без необходимости выкручивать усилитель «на полную».

Звукорежиссерская, она же мониторная акустика. Сталкиваясь с мнением, что красивая акустика, не может «профессионально звучать», хочется взять и… объяснить. Не будем распутывать клубки противоречий, постараемся коротко выразить истину. Для звукорежиссера важна детальность, точность фазировки, линейная АЧХ, хорошая локализация, иными словами – нейтральный и «честный» звук.

Любой уважающий себя профессионал, который хочет получить правильный результат, как правило, использует несколько комплектов громкоговорителей (полочные, напольные), один из которых относится к разряду признанных во всем мире стандартов индустрии. Поэтому звукорежиссеры могут и уже успешно используют в работе нашу акустику, например, Sound Twins, получая более целостную, полную картину происходящего в DAW.

Фуух, вроде прошлись по всем больным мозолям, теперь можно сделать традиционно простой и очевидный вывод: мухи – отдельно, котлеты – отдельно! Если нужен концерт на открытом воздухе – приобретаем «профессиональные» колонки, предпочитаете экстаз от качества звука – тогда Hi-End «бытовые», хотите стать Аланом Парсонсом – придется купить большое количество разных железок, в том числе студийных «мониторов».