Танк БТ-5 ТТХ

24.06.2018

БТ-5 (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Дж. Кристи. Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 в направлении усиления пушечного вооружения и двигателя советского производства, незначительно увеличена высота и масса. Предназначен для укомплектования механизированных и танковых корпусов РККА.

Серийный выпуск организован на ХПЗ в 1933 г. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк. Гусеничный движитель и подвеска опорных катков были проще чем у Т-26. Машина была не сложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов. БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. В 1934 г. создана его модификация БТ-7, обладающая более высокими тактико-техническими показателями.

Конструкция

БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок, до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

БТ-5 сохранил компоновочную схему танка БТ-2: переднее расположение отделения управления, среднее расположение боевого отделения и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня танка каркасные, бронирование противопульное. Башня цилиндрической формы с нишей в кормовой части устанавливалась на шариковой опоре крыши корпуса. Посадка экипажа производилась через люки, расположенные в лобовой части корпуса и крыши башни. Броневые катаные листы, толщиной 6÷13 мм, соединялись заклёпками. Лобовые листы корпуса наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, а передние листы бортов к продольной оси машины, что дополнительно повышало их защитные свойства. В передней части надгусеничных полок имелись козырьки, защищавшие смотровые приборы от попадания грязи и снега. Буксирные крюки, расположены в лобовой и кормовой частях корпуса.

Вооружение

Включает 45-мм полуавтоматическую пушку, установленную в маске башни и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемёт ДТ. Пушка предназначена для ведения огня по танкам и бронемашинам, артиллерии, открыторасположенным огневым средствам пехоты и живой силе противника, бронебойными и осколочными снарядами, обладала хорошими потому времени тактико-техническими показателями. Длина ствола 46 калибров, дальность стрельбы прямой наводкой 3600 м, наибольшая — 4800 м. Бронебойный снаряд массой — 1,425 кг, начальная скорость — 760 м/с, пробивал броню толщиной 32 мм на дистанции стрельбы 1000 м при угле встречи 90º. Скорострельность пушки — 12 выстр./мин, с исправлением наводки. Наведение при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемёта, наблюдение за результатами огня и его корректировка осуществлялись с помощью танковых оптических прицелов ТСМФ и ПТ-1. Конструкция башни обеспечила возможность ведения из пушки и пулемёта кругового обстрела в горизонтальной плоскости, углы наведения по вертикали от −6 до +25º. Боекомплект включает 115 артиллерийских выстрелов и 2709 патронов (43 магазина). В командирской машине размещалось 72 артиллерийских выстрела. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применены смотровые щели со стеклоблоками, расположенные в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни.

Средствами внешней связи служили сигнальные флажки, а командирские машины были оборудованы танковыми приёмопередающими телефонно-телеграфными симплексными радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещённой на башне. Радиостанция, установленная в нише башни обеспечивала связь при работе в режиме телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке, а в режиме телеграфа на стоянке — до 50 км. Внутреннюю связь обеспечивало танковое переговорное устройство ТПУ-3 на три абонента.

Двигатель авиационный, марка М-5: 12-цилиндровый, V-образный карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 294 кВт (400 л.с), позволял развивать скорость до 50 км/ч на гусеницах и до 72 км/ч на колёсах. Двигатель располагался продольно в кормовой части корпуса, носком коленчатого вала в сторону кормы, имел сравнительно небольшие массово-габаритные показатели, соответственно: 410 кг; 1754×691×1073 мм. Топливо — авиационный бензин.

Механическая трансмиссия состояла из: многодискового фрикциона сухого трения (сталь по стали), установленного на носке коленчатого вала двигателя, четырёх ступенчатой коробки передач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота), двух одноступенчатых бортовых передач и редукторов (гитар) для привода к задним опорным каткам, становившихся ведущими при движении машины на колёсном ходу. В гитаре расположены пять шестерён, передающих крутящий момент от вала ведущего колеса гусеничного движителя к заднему опорному катку. Картер гитары выполнял функцию балансира заднего опорного катка.

Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из: крупнозвенчатой гусеничной цепи гребневого зацепления с открытым шарниром, четырёх опорных катков диаметром 815 мм, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего колеса заднего расположения с четырьмя ведущими роликами. Опорные катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная (независимая). В качестве упругих элементов использованы спиральные цилиндрические пружины (свечи), соединяющие балансиры опорных катков с корпусом. Пружины расположены внутри корпуса вертикально (у первого опорного катка — горизонтально).

При переходе с гусеничного хода на колёсный, гусеничные цепи снимали, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями. В ступицы задних опорных катков устанавливали блокирующие кольца, соединявшие их с ведущим валом гитары. Нормативное время необходимое для перевода машины силами экипажа с гусеничного хода на колёсный (и наоборот) не превышало 30 мин. Для управления поворотом танка на гусеничном ходу в отделении управления имелись два рычага, связанные посредством продольных тяг с бортовыми фрикционами, а на колёсном ходу — рулевое колесо с реечным рулевым механизмом, соединённым тягами с передними управляемыми опорными катками. При движении на гусеницах рулевое колесо снималось.

Электрооборудование: выполнено по одно проводной схеме, напряжение бортовой сети 12 В. Система зажигания батарейная. Свечи зажигания каждого ряда цилиндров двигателя получали электроэнергию от своего трансформатора-распределителя, представлявшего собой комбинацию катушки высокого напряжения с прерывателем-распределителем. Пуск двигателя производился двумя электрическими стартерами или с помощью пусковой рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении.

Система противопожарного оборудования: состоящую из стационарного тетрахлорного огнетушителя, соединённого трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными в моторном отделении.

Состав экипажа, три человека: командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении по обеим сторонам от пушки, а механик-водитель — в отделении управления. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего и радиста.

Тактико-технические характеристики БТ-5

Экипаж, чел.: 3
Годы производства: 1933—1934
Годы эксплуатации: 1933—1945
Количество выпущенных, шт.: 1884
Компоновочная схема: классическая

Вес БТ-5

- 11,5 тонн

Размеры БТ-5

- Длина корпуса, мм: 5580
- Ширина корпуса, мм: 2230
- Высота, мм: 2230
- Клиренс, мм: 350

Броня БТ-5

- Лоб корпуса, мм/град.: 13
- Борт корпуса, мм/град.: 13
- Корма корпуса, мм/град.: 10
- Днище, мм: 6
- Крыша корпуса, мм: 10
- Лоб башни, мм/град.: 13
- Маска орудия, мм/град.: 13
- Борт башни, мм/град.: 13
- Корма башни, мм/град.: 13
- Крыша башни, мм: 10

Вооружение БТ-5

- Калибр и марка пушки: 45-мм 20-К обр. 1937 г.
- Тип пушки: нарезная
- Длина ствола, калибров: 46
- Боекомплект пушки: 115
- Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 г, перископический ПТ-1 обр. 1932 г.
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ

Двигатель БТ-5

- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5
- Мощность двигателя, л. с.: 400

Скорость БТ-5

- Скорость по шоссе, км/ч: 52 на гусеницах, 72 на колёсах
- Запас хода по шоссе, км: 150 на гусеницах, 200 на колёсах

- Удельная мощность, л. с./т: 34,8
- Колёсная формула: 8 × 2 / 2
- Тип подвески: подвеска Кристи
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,65 на гусеницах, 5,65 на колёсах
- Преодолеваемый подъём, град.: 37
- Преодолеваемая стенка, м: 0,55
- Преодолеваемый ров, м: 2
- Преодолеваемый брод, м: 0,9

Советский танк БТ-5 ведет огонь по финскому ДОТу на Карельском перешейке