Смайлики и прочие эмоции в деловой переписке – «за» и «против»

Данный пост – не учебное пособие и не средство на все случаи жизни. Это личный опыт и некоторые выводы от «многокилометровых» переписок с тысячами разовых, постоянных, потенциальных и несостоявшихся заказчиков. Ставить или нет смайлики, скобочки и другие «эмоции» в деловых переписках?

Ответ на данный вопрос в практике оказался сложнее, чем казалось поначалу. Потому что я был просто уверен, что в наши дни смайлик или скобочка – естественное проявления позитива и предрасположенности к собеседнику. И что при общении в режиме диалога (не рассылки, разумеется) их не только можно, но и нужно использовать. Как бы не так!

Почему смайлики при деловом общении ставить не надо

Среди заказчиков встречается огромное количество людей, которые любую скобочку воспринимают как насмешку с вашей стороны. А некоторые – едва ли не как оскорбление. Поразительно, но это факт.

Кто-то из них слишком заносчив, кто-то чрезмерно чванлив, у кого-то корона или нимб на голове, у кого-то начисто отсутствует чувство юмора. Или они считают юмор в работе неуместным – это их дело. Но при работе на сервисах, где можно легко и быстро поставить негативный отклик, вы можете одной неверной скобочкой заработать его «на раз».

У меня к моменту написания данного поста в «копилке» отрицательных отзывов на одном из крупнейших сервисов копирайтинга их целых девять. Моё мнение – это катастрофически ( !!!) много. Если открыть вкладку только с ними, то создается совершенно определенное мнение, что автор – хам, бездарь и неуч. В действительности все совсем не так, но комментировать отзывы, к сожалению, нельзя.

Так вот – как минимум три негативных отзыва (причем самых гадких) были заработаны мной исключительно за попытку пошутить или проявить еще какое-то «неформальное» общение.  И получаем вот такую реакцию:

«При общении с заказчиком не всегда ведет себя корректно и негативно реагирует на существенные замечания по работе и к написанным даже в ТЗ требованиям, на которые сам же откликнулся. Не рекомендую кому либо иметь с ним дело.»

Не очень приятно, правда? Открою страшную тайну – изначально текст был еще хуже и был дублирован штук на 10 моих работ данному заказчику. К счастью, иногда Администрация ресурса внемлет слабому голосу исполнителя и корректирует (но почти никогда не удаляет) отзывы, которые несут в себе гадости в чистом виде или клевету. Или просто информацию, которая не является объективной. Однако факт остается фактом – три «минуса» получены именно за скобочки.

Но есть и обратная сторона этой медали.

Почему смайлики в деловой переписке нужны и уместны?

Все-таки мой многолетний опыт непрерывного общения подсказывает, что в большинстве своем заказчики в той или иной мере склонны оттенять эмоции смайликами сами и готовы видеть смайлики с другой стороны. Кроме того, некоторые люди (к числу которых в первую очередь отношусь я сам) в наши дни уже просто не могут распознать доброжелательного собеседника при общении без «дополнительных стимуляторов». Если мне пишет человек, который общается вежливо, корректно, но без «скобочек», я сразу настораживаюсь.

И ровно так же вы сами можете насторожить потенциального клиента. Так как же разобрать, в каких случаях при бизнес-общении ставить скобки, а в каких – нет? Вот несколько реальных, действующих советов.

Конкретные рекомендации

Итак, вот простые шаги к тому, чтобы правильно выбрать тон общения с новым заказчиком:

  • Начинайте общение предельно доброжелательно, но без смайликов – если смайликов не было с той стороны. Например, если вам что-либо написал заказчик и вы пока не можете понять его настроение и характер, то вместо скобки можно схитрить и поставить восклицательный знак, как того и требует русский язык. Все верно, речь идет о приветственном слове «Здравствуйте!».
  • После двух-трех фраз диалога попробуйте поставить смайлик после какого-то мотивирующего предложения – например, «Буду рад сотрудничеству)».
  • Никогда не ставьте «частокол» из скобок, если ваши отношения не перешли в неформальные и вы не обсуждаете что-то смешное. Множество смайликов серьезно увеличивает ощущение того, что вы не проявляете доброжелательность, а смеетесь или язвите;
  • Дальнейшее общение настраивайте исключительно на основании того, как вам отвечает собеседник. Если после 1-2 попыток поставить смайл от него не было подобных ответов – общайтесь исключительно в манере, выбранной собеседником.
  • ВАЖНО: Старайтесь никогда не использовать графику, то есть нарисованные смайлы или, как сейчас говорят, эмодзи. В деловой переписке все эти рожицы (особенно по пять в ряд) смотрятся, простите за грубость, весьма придурковато. Используйте скобки – этого вполне достаточно.

Всего пять правил – а вероятность выбрать неправильный тон переписки снижается значительно. Это действительно так.

Что еще можно или нельзя использовать для указания эмоций в тексте?

Вот еще несколько неплохих, на мой взгляд, советов, которые даны опять же на основании личного опыта:

  • Категорически не используйте многократно повторенные восклицательные знаки – понятно вам??? Что тут непонятного!!! ))).
  • Еще хуже «кричать» на своего оппонента капс локом – НИКОГДА ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ. Даже в том случае, если вам надо что-то выделить как главное – для этого придуман курсив.
  • Ну и совсем недопустимо использовать и первый, и второй вариант вместе. ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ НИКОГДА!!!! )))

В целом – исходите из того, что в общении предлагает вам сам заказчик. И если вам кажется, что это общение доставляет дискомфорт, особенно если оппонент начинает «учить» вас, еще не начав сотрудничество  – соскакивайте. Толку, скорее всего, не будет. Поэтому проще отступить без потерь.

===

Если вам нравятся наши публикации – подписывайтесь на канал Лаборатории Контента в Яндекс.Дзене и поощряйте наши тексты лайками и репостами!

Искренне ваш,
Александр Алмис.