А вместо сердца - паровой мотор!

Какие у вас возникают ассоциации, услышав фразу "паровая машина"? Наверняка нечто громоздкое, шипящее, окутанное дымом и паром... Например, паровоз. А как насчет самолета? А вот и он - первый в мире самолет с паровым двигателем Airspeed 2000!

И пусть вас не смущает цифра 2000 в названии - построен он был не в 2000 году, а еще в далеком 1933. Авторами этого "паролета" являются американские инженеры, братья Бесслер (Besler). Вот они возле своего детища:

Надо отметить, что они не были первыми людьми, пробовавшими поставить на крыло паровую машину. И до них таких проектов было "вагон и маленькая тележка" Но зато они стали первыми, чья конструкция действительно нормально летала, и даже не хуже, чем обычные самолеты!

А для чего он вообще был нужен? Ну, тут причин несколько.

Во-первых, паровой двигатель не зависит от разряженности атмосферы. Ведь с увеличением высоты давление уменьшается, разряженность воздуха увеличивается и обычный двигатель внутреннего сгорания начинает астматически кашлять и задыхаться. Во избежание таких проблем он оборудуется всякими хитроумными приспособлениями - нагнетателями, компрессорами и т.д. А вот паровая машина лишена этого недостатка и самолет с паровым двигателем хоть на 10 000 метрах будет пыхтеть, скрипеть - но лететь! Да и в ремонте она гораздо проще обычного двигателя...

Во-вторых, по сравнению с обычными двигателями паровая машина практически бесшумна - действительно, чему шуметь-то? Ну шипит, ну вода там где-то булькает - это все мелочи по сравнению с ревом обычного мотора. А скрытность в военном деле первая вещь, вот вам и бесшумный самолет-разведчик или тихий ночной бомбардировщик...

Но при создании этого самолета тоже возникли известные трудности, и главная - это большой вес двигателя. Впрочем, эту проблему успешно решили, доведя вес установки всего до 80 кг. Но зато бак с водой весил около двухсот...

Двигатель выдавал мощность 150 л.с, а дальность полета достигала 600 км. Казалось бы, чего еще лучше? Но в серию самолет не пошел, что было обусловлено более низким КПД парового двигателя по сравнению с обычными и меньшей дальностью полета.

Вот так наш паролет и остался в единственном экземпляре. Тем не менее, этот экземпляр летал до 1936 года и даже использовался Почтовым ведомством США. Хотя проект получился действительно интересным, и был бы очень полезен в современных российских реалиях. При нынешних ценах на бензин, керосин и прочие солярки такой самолет просто необходим - нарубил дров, развел пары и... "От винта!"

Понравился материал? Поставьте лайк:))