Баха Польши: что было и что будет

30 August 2018

9 этап Кубка Мира по ралли рейдам пройдет c 31 августа по 2 сентября. Баха Польши юбилейная, будет проводиться в 10-й раз и в 7-й раз - в статусе этапа Кубка Мира. Базироваться она будет, как обычно в Щецине, а спецучастки проложены в том числе по территории военной тренировочной базы. По словам организаторов, они каждый год стараются сделать гонку лучше и в этом году им впервые удалось увеличить количество боевых километров до пятисот. В пятницу, 31 августа, участников ждет торжественный старт и короткий пролог, всего 7 км. Суббота станет самым сложным днем - два спецучастка по 220 км. Ну а в воскресенье - 4, но коротких, по 18 и 10 км. Церемония старта и финиша пройдет на острове Лаштовня, там же будет находиться и штаб-квартира гонки.

190 участников из 18 стран, 81 автомобиль, 13 мотоциклов, 18 квадроциклов и 1 грузовик. В списке участников ФИА заявлено 26 экипажей, из них 15 в категории Т1. 5 экипажей с приоритетом FIA.

Итак, вот список заявленных участников на Баху Польши. Под 102 номером заявлен польский пилот Куба Пшигонски. Он является лидером в классификации Кубка Мира и опережает Владимира Васильева на 57 очков, а Мартина Прокопа на 72.

В оставшихся 3-х гонках набрать можно максимум 120 очков (по 30 за победы на Бахе Польши и Португалии, и 60 за победу в Марокко). Упущенное первое место на Бахе Венгрии (тут постарался его напарник Нани Рома) могло бы дать математически шансы Кубе стать чемпионом досрочно уже в Польше, но теперь этих шансов у него нет. Судьба титула может решиться или в Марокко, или в Португалии. Баха Польши - знаковая гонка для Кубы Пшигонского. Именно здесь он в 2015 году пересел с мотоцикла на автомобиль и проехал свою первую гонку за команду X-Raid. Штурманом у него был знаменитый Анди Шульц. Финишировал дебютант на 7 позиции.

Кстати, и у нынешнего штурмана Пшигонского Тома Колсула дебют в категории автомобилей был также в Польше, но годом раньше, в 2014 году, тогда он пересел из штурманского кресла грузовика, где его пилотом был Жерар де Рой. С 2016 года они выступали уже с Кубой вместе, заняли 4 место, а в прошлом году - второе.

Соотечественник Пшигонского и напарник по команд еX-Raid Кшиштоф Холовчиц или, как его все называют, Холек, пять раз побеждал в Польше, он обладатель Кубка Мира 2013 года и чемпион Европы по ралли 1997 года. Сколько лет Кшиштов обещает завершить гоночную карьеру, но как только приходит Баха Польши, он о своих обещаниях забывает.

А вот в прошлом году гонка у Кшиштофа не заладилась, на двух спецучастках он был третьим, но потом все пошло кувырком – поломка и сход в субботу, высокая скорость, но уйма штрафов в воскресенье. Кстати, в 2014 году штурманом у Холека был Константин Жильцов. А еще одним из штурманов Холовчица был нынешний руководитель команды Овердрайв, вместе они выиграли два раза Баху Польши. Естественно, при посещении команды Овердрайв я задала Жан-Марку вопрос про Холовчица, ведь он знает его как облупленного (столько лет они ездили вместе!), будет ли Холек помогать Кубе или для него главное - победа.

Жан-Марк Фортин: Кшиштофа Холовчица я знаю очень хорошо, мы с ним 7 Дакаров проехали. Баха Польши для него настоящий вызов. Он никогда не будет помогать Кубе Пшигонскому, я знаю его спортивный менталитет, в душе он победитель, он едет туда, чтобы выиграть Баху Польши. Это хорошо для нас. Интересное будет сражение между двумя поляками в Польше. Все правильные ингредиенты в одной кастрюле. Думаю, будет интересно на это посмотреть. Мы, разумеется, по скорости будем за ними, они оба хорошо знают это место, но все равно может случиться, все, что угодно. Машина Владимира Васильева почти готова, мы ждем только человека, который изготовит стикеры, так как машина была обклеена стикерами для Бахи Испании. А через полтора дня мы уже готовы отправиться на гонку. Мне нравится Баха Польши, я выиграл ее когда-то в качестве штурмана. У нашей команды было несколько побед с Нассером и я постараюсь поделиться своим опытом с Владимиром, чтобы у него был хороший результат. У нас на Баху едут две машины.

В этом году команда Овердрайв заявила две Тойоты. Под 102-м номером едет российский дуэт Владимира Васильева и Константина Жильцова. Отношения у Васильева с Бахой Польши противоречивые. В 2012 году выигранный пролог, лидирование, но сход по техническим причинам. В 2014 году авария на мокрой трассе и потерянные драгоценные очки в Кубке Мира, 6-е место в 2015, пропуск в 2016. А в прошлом году Баха Польши стала первой тестовой гонкой после травмы спины Владимира Васильева. Были ежедневные занятия спортом по 3 часа в течение 5 месяцев. Врачи, конечно, просили подождать еще, но Васильев решил, что окончательный вердикт должна вынести жесткая трасса в Польше, причем второй круг по военным полигонам особенно сложен в плане нагрузок, ведь сильно разбитая колея дает дополнительную тряску. Но экипаж справился с поставленной задачей и финишировал на 4 позиции. Это была для них главная победа.

Также на Тойоте примет участие гонщик из Дании Джес Мунк, который дважды ехал Баху Польши, лучшим его результатом было 8-е место. А штурманом у Джеса в этот раз будет Мацией Мартон, штурман Арона Домзалы. Возможно, для него это как дополнительная практика по работе с навигацией перед Дакаром.

На автомобилях Ford выступят чешские гонщики Мартин Прокоп и Мирослав Заплетал. У каждого из них своя история взаимоотношений с Бахой Польши. У Прокопа она небольшая - здесь он впервые в 2016 году вывел на старт гонки прототип собственной подготовки на базе Ford F150 Raptor, причем стартовал он тогда с известной штурманессой Илкой Петраско-Майнор. А вот Мирослав Заплетал трижды поднимался на подиум на Польской Бахе, но вот побед у него здесь не было.

Под номером 106 едут муж и жена Михал и Юлита Малушински на автомобиле MINI, который был приобретен в прошлом году у X-Raid. Михал сейчас лидирует в Польском Чемпионате по ралли-рейдам. Его компания (а точнее, компания его жены Юлиты) Columna Medica является титульным спонсором Польской Бахи (и всего чемпионата Польши по ралли-рейдам), а также спонсором Кшиштофа Холовчица. Кстати, Холовчиц является тренером Малушинского. Columna Medica - это специализированная клиника для реабилитации после травм и операций позвоночника. У Юлиты когда-то были проблемы со спиной, ей делали операцию. Потом она за границей нашла хорошего специалиста по реабилитации, восстановила спину - и решила организовать в Польше такую же клинику, а в качестве образца взяла швейцарские клиники. У семьи Малушиньских разнообразный бизнес - медицина, спортивные машины, кроме того, они являются одним из крупнейших производителей шампиньонов в Польше. Отец Михала, Пётр Малушиньски - трехкратный чемпион Польши по ралли-рейдам. Так что сын пошел по его стопам - ведет большой бизнес, создал собственную команду, которая строит и обслуживает машины для ралли-рейдов.

Еще один польский участник, Влодзимеж Грайек - чемпион Польши, в 2010 году занял здесь 2-е место. Эту гонку едет на БМВ Х5. Команду South Racing представит немецкий пилот Юрген Шрёдер со своим сыном Даниэлем на Nissan Navara. Продолжает выступления китайская команда Hang Zhou Flying Rally Teamна на Фольксваген Митжет. Француз Фердинанд Загула поедет на Оскаре, чех Петер Хазак - на Хаммере, а его соотечественник Зденек Поризек - на Форде, люксембуржец Хуго Ареллано - на Исузу.

В категории Т2 заявлено 5 автомобилей. Адель Абдулла, выигравший Баху Венгрии, постепенно догоняет Ахмеда Аль-Шегави, между ними сейчас 23 очка, к ним присоединятся поляки Томаш Барановски, Пьотр Савицки и румынский пилот Клаудио Барбу.

В категории Т3 заявлено 6 автомобилей, три Ямахи и три Полариса. Отчаянную борьбу ведут испанцы Сантьяго Наварро и Хосе Луис Пенья. Пенья выиграл Баху Венгрии и обошел соперника, между ними сейчас пять очков. Продолжат борьбу в категории Т3 француз Клод Фурнье, испанецы Венсент Гонсалес и Хуан Фонт. Также заявлен в списке участников на Поларисе руководитель команды Xtrem+ Марко Пьяна.

Видео-версия этого превью