Учим буквы и звуки с детьми 3-5 лет. Часть 1

1 July 2019


1.
Игра «Поймай меня»
Ученик выставляет руки прямо вперёд, учитель держит руки при себе и иногда бросками вымахивает их тоже вперёд, пытаясь легонько хлопнуть сверху рук ученика, а ученик в это время должен успеть спрятать руки к себе.
Потом наоборот, учитель руки вперёд, ученик пытается поймать и хлопнуть сверху рук учителя.
Если учеников много, можно чтобы они между собой так делали.

Э
та игра поможет заинтересовать ученика, проверить его координацию.
Ещё, это лично моё мнение, вздрагивание во время прятания рук от хлопка похоже на произношение согласных звуков. Они как бы выпрыгивают изо рта [б],[п],[г], в отличии от произношения букв, которые затягиваются[бэ],[пэ],[гэ], как бы оставаясь «вытянутыми руками» на улице

Когда мы учимся читать, мы используем
звуки, а не буквы.

И тогда ребёнок не запутается, у него не появится вопроса:
Почему [м
э] и [а] читается [ма]? куда делось «э»?

2. Дальше задаём ребёнку вопрос: «Какие буквы ты знаешь?». .

*Фраза учителя: «Если ты не знаешь, я тебе помогу», — даёт ученику уверенность и поддержку.

Учитель на доске указкой в разноброс показывает буквы. Ученик называет буквы, учитель чуть корректирует, чтобы правильно звучало, а те буквы, которые совсем не знает, выписываем отдельно на листик или на доске. В следующий раз будем чаще им уделять внимание.

**«Что же! Поздравляю тебя, ты знаешь столько много букв! Очень хорошо!» - закрепляем успех! Радуемся вместе с ребёнком

***Ребёнок часто отвлекается. Поэтому помогает фраза:
« Чтобы научиться читать, смотришь на меня. Смотри! (Щелчок пальцем) Итак, смотришь на меня, ладно? смотришь правым глазиком и левым (показываем пальцем на глазки поочереди)

3.ЗВУКИ
Диалог учителя и ученика:
Звуки! Что такое звук?
— когда говорим
То, что мы слышим, это звук.
Смотри! (хлопает в ладоши). Слышишь?
А сказать можешь? А вы можете так сказать? Никто не может так сказать (имея ввиду хлопок).
— Ничего себе никто не может сказать языком.
Теперь скажи: А, О, У
— А, О, У
— Смотри (берет за руку, чтобы ребёнок смотрел на учителя).
То, что мы слышим и можем сказать это звуки речи

Берёт ручку, как будто это микрофон, и она берет интервью:
— Девочка, девочка, что такое звуки речи?
Вместе:
— То, чо мы слышим (показываем на ушко) и то, что мы говорим (ротик)

4.
— Смотри, оказывается, каждый звук, который мы говорим, открывает рот по разному, смотри.
— А. Рот что сделал? Открылся (рука открылась и показывает ладонь)
— М. Рот что сделал? Закрылся (рука в кулачок)
— О. Губки стали кругленькими. Видишь?
— Ззз. Рот что сделал? (отвечает ребенок)

5. Оказывается
по губам можно понять, что человек говорит. Смотри, я буду показывать звуки без голоса, а ты угадай, что я говорю:
— О (угадала, жмем руку)
— А (молодец)
— У (супер-девочка)
— М (хорошо, отлично, согласные трудно понять без голоса, поэтому хорошо)

6. Теперь, смотри, руки складываем в ладоши,
меня зовут Оля, будем говорить слова, если первый звук тянется, произносит «Ооооо» —
раздвигаем ладоши в стороны друг от друга. Теперь: Аня. Какой первый звук «Аааааа» - снова сложенные ладоши раздвигаем. Видишь. Звук тянется

7. ПРОВЕРЯЕМ ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ:
Теперь мы сыграем в другую игру, берёт мяч:
— Ты будешь голодный воробей, а я буду такая жирненькая гусеничка и ты хочешь меня съесть. Ладно?
Я называю слово, а ты говоришь первый звук. Если говоришь правильно — шаг вперёд. Кидает мяч и говорит слово
— Ууушики
— У
— Эээксковатор
— Э
— Ооозеро
— О
Всё, съел. Молодец.

Учим буквы и звуки с детьми 3-5 лет. Часть 1