Развитие ребенка в 2 года в различных сферах жизни

22.06.2018

Каждый этап развития ребенка характеризуется своими задачами и особенностями. Два года – возраст активного познания мира вещей и отношений. По сравнению с годовалым ребенком двухлетка – самостоятельный и полноценный член общества. Рассмотрим подробнее, как происходит развитие ребенка в 2 года.

Физическое развитие

По среднестатистическим нормам педиатров двухлетние дети вырастают до 80-95 см в росте и весят 10-15 кг. Пропорции тела двухлетки все ближе становятся к пропорциям взрослого человека. На фото можно отчетливо увидеть, что соотношение размеров головы и туловища меняется: ноги и руки становятся длиннее, голова занимает меньший объем от всего тела.

В 2 года дети уже отлично владеют своим телом: бегают, прыгают, могут везде забраться, могут выполнять разные физические упражнения, кидают и пинают мяч. К этому возрасту хорошо развита не только крупная, но и мелкая моторика, поэтому ребенок способен совершать точные действия пальчиками . Несмотря на то, что двухлетние дети сами по себе очень активны, их обязательно нужно развивать физически, делая гимнастику и играя в подвижные игры.

Бытовые навыки и режим

В бытовом плане двухлетние дети уже многое умеют делать сами: кушать ложкой или вилкой, пить из чашки или из трубочки, чистить зубы. Многие дети умеют сами одеваться и обуваться. Если не учить этому специально, навыки одевания малыш может осваивать достаточно долго. Если же ребенок идет в садик – лучше целенаправленно учить его одеваться. Удобнее всего составить для него понятную инструкцию из рисунков или фото, на которой будет видно, в какой последовательности нужно надевать предметы одежды.

Для двухлетнего ребенка очень важно четкое соблюдение режима дня. Чем более предсказуемым и постоянным будет распорядок дня, тем проще будет ребенку воспринимать необходимость соблюдения режимных моментов. В течение дня обязательно должен быть сончас и прогулка. Чтобы малышу было проще, режим дня можно оформить наглядно в виде панно с аппликациями и фото. На этом панно должно быть видно, когда и какими занятиями предстоит заниматься.

Психическое развитие

Из всех познавательных процессов на первом месте по темпам развития стоит мышление. Дети очень активно осваивают разные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. Ярче всего это проявляется в играх: малыш собирает картинку по образцу, складывает фигурки в прорези, нанизывает на стержень колечки пирамидки.

В 2 года уже хорошо развита долговременная память: кроха запоминает людей и события, которые с ним случались. Он способен узнавать всех родственников на фото, даже если видит их не часто. Если ребенок хорошо говорит – в 2 года он может запоминать простые стишки и песенки.

Речь двухлетнего ребенка – это предложения из нескольких слов. С помощью речи дети этого возраста могут комментировать свои действия, обращаться с просьбами к взрослым, выражать свои желания и недовольство. Несмотря на то, что двухлетка еще далеко не все может произнести сам, обращенную к себе речь он понимает отлично. Понимает он не только фразы и предложения, обращенные к нему, но и сказки, мультфильмы. Это говорит о хорошем развитии абстрактного мышления, ведь слушая сказки или смотря мультики, ребенок понимает, что все персонажи и события являются вымышленными.

Творчество

Двухлетние дети — настоящие творцы и фантазеры. Они с удовольствием рисуют, и это не удивительно, ведь детский рисунок – неотъемлемая часть познания мира. Если до 2 лет кроха оставляет на листе абстрактные линии и закорючки, то в 2 года на его рисунках впервые появляются люди. Эти люди имеют облик «головоногов»: дети еще не умеют рисовать туловище, поэтому рисуют те части тела, которые наиболее значимы для них самих, то есть голову и ноги. Посмотреть примеры таких рисунков можно на фото в интернете.

Кроме рисования, двухлетки лепят из пластилина, с помощью взрослых могут делать простые аппликации.

Когда чадо проявляет интерес к рисованию или лепке, родители нередко бросаются развивать его таланты. На самом деле, для того, чтобы развивать творческое начало в ребенке, не нужно ничего делать специально, достаточно лишь обеспечить ребенку свободный доступ ко всем материалам для творчества и организовать пространство для таких занятий. Раскраски, рисование или лепка по образцу наоборот губят фантазию и творческую жилу, ведь ребенку приходится делать то, что ему говорят, а не творить нечто свое. Гораздо лучше, если чадо просто будет пробовать разные материалы и техники, а затем по своей инициативе пытаться что-то изобразить или слепить.

Игры

Основная деятельность двухлетнего ребенка – игра. Хотя игра нередко воспринимается как развлечение, для детей игры – важнейший фактор развития и познания окружающего мира.

В играх дети 2 лет уже очень умело манипулируют предметами, демонстрируя все более сложные действия с ними. В этом возрасте ребенок уже способен соотносить предметы по форме и величине. В связи с этим популярными становятся рамки с вкладышами, сортеры, пирамидки разных видов.

Кроме того, двухлетки хорошо играют кубиками: строят башни, могут выкладывать «дорожку» из кубиков. На «ура» идет и конструктор из крупных деталей. Уровень развития абстрактного мышления позволяет собирать простые паззлы из 2-3 элементов.

Помимо игр-манипуляций с предметами огромную роль в развитии ребенка играют ролевые игры, которые к двум годам становятся уже достаточно сложными. В игре кроха копирует социальное поведение взрослых: качает и кормит куклу, ходит в магазин, варит обед. Вспомогательным элементом таких игр могут стать специальные наборы, например, набор доктора или парикмахера. Большинство предметов ребенок в играх использует по назначению (игрушечным градусником измеряет температуру, в игрушечной кастрюле варит еду), но если для осуществления игрового замысла чего-то не хватает – двухлетний малыш уже способен проявить фантазию и заменить недостающий элемент игры чем-то доступным (например, вместо одеяла укрыть куклу листом бумаги).

Ничто не может так развивать ребенка, как настоящая спонтанная игра. Если малыш не ходит в детский сад, его главным партнером по играм является кто-то из взрослых членов семьи. В связи с этим взрослым нужно понимать, что в игре именно они должны «идти» за ребенком, а не наоборот. Важно не перебивать инициативу ребенка к играм, не навязывать свои правила и сюжеты.

Отдельного внимания заслуживают педагогические и дидактические игры, когда родители целенаправленно стремятся чему-то научить или привить какую-то модель поведения. Через игры можно развивать бытовые навыки, навыки общения и поведения, давать знания об окружающем мире.

Социальное развитие

В отличие от годовалых детей, дети 2 лет уже гораздо больше внимания уделяют общению со сверстниками. Родители по-прежнему важны для ребенка, но на детской площадке у ребенка уже может завязываться взаимодействие с другими детьми. В основном это взаимодействие по поводу игрушек: взять чью-то игрушку, дать свою поиграть другому. Игры, предполагающие, что дети должны договориться о правилах и выполнять их, для двухлеток еще недоступны.

Несмотря на заметную тягу к общению и взаимодействию, дети двухлетнего возраста очень хорошо отличают своих от чужих. Чужие люди вызывают тревогу. Всех «своих» двухлетний малыш хорошо помнит и узнает на фото. Разлуку с близкими дети переносят по-разному, но при сильной привязанности малыш может плакать и скучать. Если кому-то из близких, проживающих с малышом, приходится уезжать в командировки, можно специально поддерживать привязанность к этому человеку, ежедневно показывая его фото.

Эмоциональное и личностное развитие

Эмоциональные проявления двухлетнего ребенка очень разнообразны. Он может плакать, смеяться, удивляться, выражать досаду, разочарование, гнев, обиду, боль. Очень важно, что ребенок не только сам выражает эмоции, но и понимает эмоции других людей. Именно по эмоциональной окраске речи и выражению лица ребенок может понять, хвалят его или ругают. Понимание эмоций других людей – важный фактор в регуляции собственного поведения, ведь малыш понимает, довольны им или нет, стоит ли продолжать в том же духе, или изменить поведение.

Личностное развитие двухлетнего ребенка связано с начинающимся отделением от взрослого. В ребенке начинает проявляться его собственное Я, и он постепенно перестает ощущать себя единым целым с мамой. Ему становится важно проявить свою волю и «оттолкнуться» от взрослого. Апогеем этого процесса является всем известный кризис трехлетнего возраста. В психологии нет четких границы возрастных кризисов, поэтому у кого-то переломный момент наступает в 3 года, а у кого-то в 2,5. В первую очередь это сказывается на поведении: малыш упрямится по любому поводу, любое требование или просьба взрослого вызывают сопротивление, самым популярным словом становится слово «нет».

Как бы трудно не было родителям в этот период, нужно понимать, что этап отделения и проявления собственного Я очень важен для личностного развития. С этой точки зрения нужно очень избирательно подходить к ситуациям, когда родителям действительно стоит настаивать на своем: если жизни и здоровью ребенка ничто не угрожает, то для его развития будет полезнее настоять на своем и встретиться с естественным последствиями своего выбора, чем быть «сломленным» маминой или папиной волей.

Два года – середина раннего детства, важнейшего периода в становлении и развитии ребенка. Как бы ни было полезно развивать ребенка физически и интеллектуально, самым главным в этом возрасте является тесный контакт с родителями. Когда ребенок чувствует, что он значим и любим, что его принимают вместе с капризами и плохим поведением, у него формируется чувство уверенности в себе и появляются силы на изучение окружающего мира.