Business Stage

13.07.2018

Мы все знаем, как это бывает. Готовишься, пашешь, как проклятый, день и ночь. Без выходных. Без перерывов на рефлексию. Волнуешься. А потом собираешься с мыслями и выходишь на сцену. Бизнес, бизнес… Как ты до этого докатился?

Докатиться — не всегда плохо: катиться можно и в горку. Здоровый маршрут восхождения бизнеса обязательно пройдёт через 5 плато.

1. Pre-Seed stage, посев

2. Startup stage, запуск

3. Growth stage, рост

4. Expansion stage, расширение

5. Exit stage, выход

На 1 этапе будущий руководитель бизнеса занимается поиском идеи и разрабатывает стратегию реализации. Что надо делать на стадии посева?

  • Анализировать рынок
  • Составлять бизнес-план
  • Изучать конкурентов
  • Искать инвестиции

2 этап начинается, когда первые инвестиции найдены и дают старт бизнес-процессам. Что нужно делать на этом этапе?

  • Грамотно продвигать продукт
  • Собирать базу клиентов
  • Изучать фидбэк
  • Оперативно и качественно работать над ошибками

3 этапом условно можно считать время после прохождения точки безубыточности: проект встал на рельсы, прошёл самый рискованный период и начинает приносить инвесторам прибыль. Что делать на стадии роста?

  • Расширять клиентскую базу
  • Искать новые каналы реализации
  • Всеми доступными средствами повышать LTV

Не все бизнесы переходят от третьего этапа к четвёртому. На этом уровне достигнуты изначально заявленные в бизнес-плане цели, и руководитель проекта, если он достаточно амбициозен, приступает к масштабированию бизнес-модели и захвату рынка. Что делать на стадии экспансии?

  • Искать дополнительные инвестиции
  • Создавать сетевую инфраструктуру
  • Открывать новые производства / филиалы
  • Расширять клиентскую базу
  • Повышать узнаваемость бренда
  • Поддерживать спрос на продукцию
  • Контролировать качество продукта и сервиса

5 этап — это пик развития проекта, этап, на котором как создатель, так и инвестор могут выйти из бизнеса, зафиксировав прибыль путём продажи своей доли. Здесь действия зависят от индивидуальных финансовых целей и субъективных прогнозов относительно судьбы бизнеса: можно принять решение о реинвестировании или вывести средства.

«Для чего мне это знать?»

Определите положение бизнес-проекта в рыночной системе координат здесь и сейчас. Оцените динамику развития. Куда катится ваш бизнес: в горку или с горки?